Елена Чеботарёва
Семинар для педагогов Организация праздников для детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Детский праздник - важная часть жизни ребенка. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздники же в детском саду - важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию.
Цели организации праздника:
- реализация возможностей каждого ребенка (открытие в себе новых способностей и талантов, развитие уже имеющихся навыков);
- развитие таких психических процессов у детей как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.
- создание условий для развития общей культуры ребенка, воспитание моральных, нравственных, патриотических качеств.
Классифицируя детские праздники на основе общепринятой праздничной культуры России, М. Б. Зацепина и Т. В. Антонова определяют такие виды детских праздников, как:
1) народные и фольклорные – Святки, Коляда, Масленица, весеннее -летние игрища и забавы, Осенины;
2) государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;
3) международные – День матери, День защиты детей, Международный женский день;
4) православные – Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, Покров;
5) бытовые и семейные – день рождения, выпуск в школу;
6) «фантазийные праздники» – праздник мыльных пузырей, праздник воздушных шаров, бумажных корабликов и т. д. .
Если для взрослых праздник - это приятная возможность отдохнуть, то для ребят утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.
Есть еще один вид культурно- досуговой деятельности в ДОУ – это развлечения. Развлечения не требуют такого большого материала, как это бывает на утренниках. Дети легче идут на контакт, их не смущает та большая ответственность и эмоциональные переживания, по поводу собственного выступления. Тут есть возможность импровизировать, вступать в споры, меняться ролями, самостоятельно опробовать разные виды деятельности. Тут нет официальности, торжественности, заорганизованности.
В отличие от праздников, в досуговые часы появляется возможность в игровой, занимательной форме дать большой пласт знаний, умений, навыков, выводя детей за рамки обыденности.
В большинстве праздники и развлечения носят тематический характер. Темы и их содержание определяются местными традициями и традициями учреждения, условиями и возможностями, педагогическими направлениями, основанными на программах, которые использует коллектив учреждения.
Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).
С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.
Формы проведения праздников и развлечений могут быть разнообразны. Это композиции, концерты, спектакли, игры, сказки, шутки, кукольные постановки, аттракционы, познавательные музыкальные и литературные вечера, музыкально-спортивные соревнования, викторины, забавы, совместные посиделки, фольклорные и народные импровизации, театрализованные и карнавальные шествия и т. д. Хорошо, когда форма организации праздников не повторяется, и дети каждый раз попадают в новую для них ситуацию. Это придает особую неожиданность празднику, наполняет его новыми положительными эмоциями.
Разумно проводить праздник один раз в квартал, а развлечения – от 2 до 4 раз в месяц в каждой группе.
Праздник должен нести детям радость, восторг. Главное, чтобы праздник сделал детей счастливыми, чтобы он был наполнен сюрпризами, встречами с новыми героями знакомых книг, радовал подарками, веселыми играми.
Этапы работы по организации праздника:
1. Работа над сценарием
2. Предварительное знакомство детей с утренником
3. Репетиции
4. Проведение утренника
5. Подведение итогов
Работа над сценарием.
Работа над праздником начинается со сценария. Педагог может работать по готовому сценарию, предложенному музыкальным руководителем, а может сам активно и творчески участвовать в составлении сценария, подбирать произведения для инсценировок, спектаклей, стихи, переклички и даже музыкальные произведения к данному сценарию. Творческий педагог использует сценарий по своему, глубоко осмысливает, анализирует, пропускает "через себя", используя свой опыт, дополняя уточнениями, собственными разработками и импровизациями. Музыкальный руководитель подбирает к сценарию музыкальную и хореографическую часть, на воспитателе же лежит тщательный подбор речевого материала.
При составлении сценария праздника необходимо соблюдать основные правила:
- Начало – яркое и торжественное, в котором объявляется основная тема праздника, это часть небольшая по времени (5 – 7 минут, включает торжественный вход нарядно одетых детей с флажками, цветами, ветками и т. д., перестроения, чтение стихотворений,исполнение1–2песен;
- Сюжет – реализация идеи праздника (детские выступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и т. д.) Сюжет должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей.
- В заключительной части внимание детей вновь привлекается к основной идее праздника. Ведущий еще раз поздравляет всех присутствующих с праздником, ребята могут хором прочитать четверостишие, посвященное празднику. Далее происходит вручение подарков, что углубляет эмоциональное состояние ребенка (раздавать быстро, но без суеты).
В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.
Репертуар должен соответствовать празднику, дети должные его хорошо знать и любить. В праздничном представлении дети с радостью и интересом включаются в повтор знакомого материала. Причем он не обязательно должен быть тематическим (специально выученным к празднику). Это может быть материал, с помощью которого осуществлялось решение конкретных задач, направленных на музыкальное развитие детей данного возраста на данном этапе. От взрослых зависит, как преподнести эти выступления, умение обыграть каждый номер, внести сюрпризность.
Даже самый рабочий (учебно-развивающий) материал покажется новым и увлекательным, если его объединить сюжетно-игровой линией, неожиданной для детей, так как они столкнутся с ней (как предполагается) впервые.
Звукозаписи нужно уделить особое внимание. Часто бывают низкого качества, что отрицательно влияет на формирование музыкального слуха. Фонограммы не должны заглушать голоса детей.
Длительность праздника и место в режиме дня - чересчур длинный праздник утомляет, перевозбуждает ребенка, что ведет к капризам, слезам. Для малышей праздники лучше проводить в утреннее время, длительностью в 25-30 минут; для детей средней группы – 30-40 минут, для старших дошкольников – до 50 минут. Для детей 5-6 лет можно проводить праздники и в первую половину дня, и во вторую.
Организация пространства - заранее обдумать, где дети будут сидеть, где переодеваться, где будут располагаться праздничные атрибуты. Всё должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по «техническим причинам».
Распределение ролей между взрослыми - большую радость детям на празднике доставляют выступления взрослых. Все «взрослые» герои должны знать свои слова наизусть, тогда на празднике они будут задумываться над образом своего героя, а не над текстом. Роль ведущего в процессе праздника велика. Именно он должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого он должен быстро реагировать на всё происходящее. Для этого очень важно, чтобы у ведущего была хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Можно использовать старших детей в роли помощников ведущего. Взрослые, готовящие для детей праздничное действо, вовлекают в него малышей и родителей, используют знакомые игры, песни, танцы, стихи, или включают новые, которые вносят неожиданный интерес и веселье всех участников.
Благодаря активности взрослых, и особенно родителей, которые могут спеть и потанцевать, прочитать сказку, стихотворение, принять участие в спектакле, происходит эмоциональный подъем, который несет детям счастье и радость, при условии, что подготовка взрослых в сценках будет происходить заранее, без участия детей.
Предварительная работа.
Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.
Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий, опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.
После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:
- над выразительным прочтением стихов;
- по заучиванию текстов песен;
- над образом;
- над отдельными эпизодами
Иногда подготовка к празднику сводится к бесконечным репетициям, что плохо сказывается на ходе праздника, а главное – отбивает у детей интерес к нему.
Если ведется планомерная, последовательная работа, репетиции не нужны.
Праздник не готовится для гостей, а устраивается для детей!
Чтобы у малышей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
Работа с родителями.
Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как традиционные совместные праздники и утренники. Серьезные лица родителей изменяются, они на время возвращаются в детство. В зале слышен смех, и все счастливы - дети, родители, сотрудники.
Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:
- воспитатель дает необходимые рекомендации по разучиванию стихов, ролей, по закреплению звукопроизношения, выразительности;
- обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;
- родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;
- активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;
- родители могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверить, достаточно ли хорошо ребенок выучил стих или песню;
- участие родителей в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике.
Педагог и родители готовят основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике. Если заранее не выяснить, чьи родители не смогут присутствовать на утреннике и помочь детям в переодевании, то можно оказаться в очень неприятной ситуации, когда большая часть детей путается в костюмах и теряет от них какие-то части.
Проведение утренника также проходит при участии родителей: создаются видеозаписи, фотоальбомы. В книге отзывов родители могут записать свои впечатления, пожелания. В конце года, на выпускном вечере, дети, игравшие роли в утренниках чаще всего, интереснее, награждаются дипломами.
Если ребенок прирожденный актер, ему все равно необходимо родительское внимание и бурные аплодисменты.
Проведение праздника
Как правило, все детские утренники в дошкольных учреждениях очень схожи друг с другом. Они проходят в музыкальном зале, который украшен в соответствии с тематикой праздником.
При оформлении помещения следует помнить об основных правилах:
- оформление должно отвечать содержанию праздника;
- быть художественным, т. е. развивать у детей художественно-эстетический вкус;
- понятным для ребенка;
- создавать у всех радостное настроение;
- предвосхищать события, т. е. вызывать интерес к ним.
Перед утренником должна состояться беседа с родителями о правилах поведения на празднике.
Родителям запрещается:
- входить в музыкальный зал в уличной обуви;
- окрикивать детей для фотографирования;
- подзывать к себе для поправления костюма;
- пользоваться сотовыми телефонами;
- громко разговаривать с соседями;
Родителям разрешается:
- участвовать в инсценировках;
- аплодисментами поддерживать своих детей;
- принимать активное участие в детских играх, соревнованиях;
- фотографировать, снимать праздники на видеокамеру.
Перед началом, детям тоже нужно напомнить правила поведения на празднике.
Не надо бояться, что дети собьются в танце, вдруг неслаженно начнут петь или забудут слова. На празднике должна быть такая обстановка, при которой ребята чувст-вуют себя спокойно и уверенно, доверяют взрослым, уверены в их поддержке, чуткости и доброжелательности.
Подведение итогов.
О подготовке утренника можно судить по разговорам детей после утренника, по их рисункам, по тому, как долго дети вспоминают персонажей инсценировки, те или иные песни. Традицией стало закрепление праздничных впечатлений на музыкальных занятиях, на занятиях по ИЗО деятельности. Можно провести после утренника с детьми обсуждение понравившихся и непонравившихся моментов. Многие дети уже в 3-4 года видят огрехи в своем выступлении и отмечают плохое поведение других. Главное, чтобы обсуждение утренника велось в радостном ключе и у ребенка сохранилось ощущение праздника и не угасла охота для следующих выступлений.
Вывод.
Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Воспитание и развитие ребенка не возможно без участия родителей. Родители - самые дорогие и близкие люди. Дети видят глаза родителей на утреннике, они поют, танцуют для них.
Если ребенок после праздника, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и еще много дней живет под впечатлением от него — вы достигли цели. Праздник состоялся! И как грустно бывает услышать от родителей, что их ребенок отказался идти в детский сад, потому что там сегодня праздник. Чего он испугался? Что у него не все получится так, как этого требуют строгие взрослые? Или ему надоело изо дня в день повторять одно и то же!
Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Именно на утреннике родители могут разглядеть в своем сыночке или дочке маленькие таланты, которые они захотят развивать далее. У родителей есть возможность не только оценить таланты, но обратить внимание на проблемные моменты в развитии ребенка, и вовремя начать работать с ними. Именно на утреннике и при подготовке к утреннику сближается родительский коллектив. Помощь родителей при подготовке к утреннику очень важна и ценна, ведь они не должны быть только "зрителями", "наблюдателями", они должны стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Пусть праздники приносят только радость, чтобы не было напряжения в ходе их подготовки. Пусть праздник станет для детей, педагогов и родителей счастливым событием и останется в памяти надолго!
Список использованной литературы.
1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания детей. М. : Просвещение, 1989.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве. М. : Просвещение, 1991.
3. Красильникова О. А. Обучать и воспитывать творчеством. СПб, 1998.
4. Лебедева О. А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 1998.
5. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. М. : Просвещение, 1974.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
7. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 2. ПРАЗДНИКИ, С. И. Мерзлякова,
8. От рождения до школы, Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, А. В. Антонова и др.
9. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
10. Музыкальное воспитани