Получи документы

Этапы инновaционного образовательного процесса. Практические примеры педагогических технологий в обучении музыке.

Мирослава Мустаева
Этапы инновaционного образовательного процесса. Практические примеры педагогических технологий в обучении музыке.
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Не допускаются применения инноваций без учета индивидуальных способностей личности ребенка. Характер применения инноваций зависит от квалификации учителя, уровня развития обучающегося, образа жизни и социального состояния общества. Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта в независимости от квалификации учителя. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, дополняя новыми штрихами. С помощью информационных технологий появляется возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

Публикация «Этапы инновaционного образовательного процесса, Практические примеры педагогических технологий в обучении музыке,» размещена в разделах

Задачей работы учителя в настоящее время является помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес. Также следует отметить, что учитель музыки должен в рамках занятия реализовать не только учебно-воспитательную функцию, но и сыграть роль консультанта, психолога и наставника. Современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе.

Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом со своими коллегами, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи. Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

Этапы инновационного образовaтельного процесса представлены следующим образом :

- авторской (личной или коллективной) разработки проектного предложения или концепции создания и внедрения образов новации :

- проектирование (эскизное, затем детальное);

- конструирование, уточнение учебно-экономических параметров, перспектив рынка;

- технологизация (комплект технологий, обоснование методов);

- этап экспериментальной проверки;

- этап первого серийного использования образовательной новации.

При этом значимую роль играет педагогическая технология, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Педагогическая технология – это область знаний, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащегося в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей. Педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте, кроме того, она базируется на теориях психодидактики, кибернетики, управления и менеджмента.

Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом осуществляется профессионально-педагогическая работа по музыкальному восприятию, какие технологии и с какой целью используют воспитатель, музыкальный педагог, родители в работе с детьми в детском саду и дома.

Конкретизируем возможности процесса восприятия музыки в целостном развитии ребенка-дошкольника, т. е. назовем аспекты развития, которые обеспечивают процесс восприятия музыки детьми :

- эмоциональное развитие; •социализация и культурация;

- развитие основных познавательных процессов — мышления, памяти, внимания, воображения, интереса, собственно восприятия;

- особым образом организованный процесс восприятия музыки, влияющий на развитие исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности — речевой, игровой, изобразительной.

Что же понимается под педагогической технологией в современой педагогической науке?

Педагогическая технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом из них, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Подчеркнем, что эффективность педагогической технологии всегда зависит от знания педагогом последовательности, поэтапности развития того или иного психического процесса, детской деятельности, возрастных особенностей ребенка. Поэтому, прежде чем проектировать авторские технологии организации процесса восприятия музыки дошкольниками, следует изучить своеобразие процесса восприятия в целом и особенности становления данного вида детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте.

Теперь перейдем к описательному анализу традиционных и инновационных педагогических технологий, который будет базироваться на следующих критериях:

1. краткая характеристикa технологии;

2. составные элементы технологии;

3. эффективность использования технологии.

Заключительная составляющая анализа будет представлена в виде выводов по рассматриваемой проблеме.

Итак, обратимся к краткому рассмотрению традиционных педагогических технологий, к которым относятся: формирующая технология (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение, обобщенная технология развивающего обучения, метод проектов, игровые технологии и др. .

Практические примеры педагогических технологий в обучении музыке :

Игровые технологии

1. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации и способа осуществления деятельности, которая основывается на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Концептуальными основами игровых технологий являются : психологические механизмы игровой деятельности; игра как форма психогенного поведения; игра как пространство «внутренней социализации» ребенка; игра как свобода личности.

2. Можно назвать следующие компоненты игровой деятельности: рефлексивный, поисковый, мыслительный, организационный. В педагогике часто применяются деловые, организационно-деятельностные, инновационные игры.

3. Игровые технологии способствуют раскрепощению творческих способностей личности, ее собственного «я», побуждают взглянуть на знакомое по-новому.

Обратимся к краткому анализу современных педагогических технологий, к которым относятся: технология «Дебаты», «Кейс-стади», технология проблемного обучения (существует давно, технология «Портфолио» и др. с целью последующего сопоставительного анализа традиционных и современных технологий, существующих в педагогике.

Технология «Дебаты»

1. Дебаты – это позиционная технология, использующая позиционные игры для достижения результатов: умение пользоваться информацией, задавать вопросы, формулировать гипотезу, умение аргументировать свое мнение, толерантно относиться к чужой позиции и пр.

2. Основным технологическим приемом здесь является проработка определенного тематического направления, организация формализованной дискуссии по определенным правилам.

3. Технология развивает у участников «дебатов» способность мыслить и грамотно выражать свою точку зрения.

Технология «Кейс-стади»

1. Технология «Кейс-стади» использует описание реальных ситуаций. Учащиеся анализируют практическую ситуацию, чтобы разобраться в сути проблем.

2. Этапы создания технологии : определение цели, критериальный подбор ситуаций, подбор необходимых источников информации, подготовка материалов к использованию. Технология включает : индивидуальную работу с материалом, работа в малых группах, презентация и экспертиза малых групп на общей дискуссии.

3. Технология эффективна в профессиональном образовании, т. к. развивает практическое мышление.

Технология «Портфолио»

1. «Портфолио» – это технология аутеничного оценивания образовательной и профессиональной деятельности; это персонально подобранный пакет материалов, которые представляют результаты деятельности в продуктивной форме. В целом, это организация оценивания самим учащимся успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления.

2. Технология реализуется через демонстрацию ее результатов и продуктов, их анализ и оценку. В технологии используются разнообразные приемы организации рефлексии, аналитических семинаров, конференций.

3. Технология способствует развитию самостоятельности, навыков интенсивной аналитической деятельности, а также формированию ответственности за собственное дело.

Итак, мы привели краткое описание традиционных и современных педагогических технологий. Теперь представим результаты сопоставительного анализа, которые можно получить на основе внимательного изучения вышеописанных технологий.

Традиционные педагогические технологии характеризуются :

-ориентацией на научность в изложении материала;

-организационной четкостью педагогического процесса;

-упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность в подаче материала);

-учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся);

-ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти;

-постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.

При этом:

-шаблонное построение уроков;

-отсутствие ориентации на самостоятельную деятельность учащихся;

-трансляция готового учебного содержания, в результате чего у учащихся наблюдается отсутствие навыков общения;

-уравнительный подход ко всем школьникам;

-организация действий репродуктивного характера, отсутствие условий для организации творческой деятельности учащихся;

-субъект – объектный характер отношений между учителем и учениками;

-ориентация на формирование личности с заданными свойствами.

В свою очередь, современные педагогические технологии, в отличие от традиционных, характеризуются тем, что:

-обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

-обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями;

-меняют представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности;

-формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда;

-обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;

-являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

-ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся и др.

Исходя из вышеперечисленных характеристик, возможно сделать следующий вывод, что современные педагогические технологии, должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.

Публикации по теме:

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ Цель: Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по теме «Индивидуализация образовательного процесса». Познакомить педагогов.

Презентация «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность. Инновационный.

Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного станда Сообщение к педагогическому совету. «Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного.

Организация образовательного процесса через средства инновационных оздоровительных и развивающих технологий «Детский сад №13 «Родничок» КОМПЛЕКСНО - ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Организация образовательного процесса через средства инновационных оздоровительных.

Конкурс педагогических инициатив «Авторские дополнительные программы в рамках районного образовательного форума-2018» Конкурс педагогических инициатив «Авторские дополнительные программы в рамках районного образовательного форума-2018"«Программа по оздоровительной.

Педсовет «Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса» Перед началом педсовета проводится игра: Метод «Найди похожих» Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки,.

Примеры кейс-технологий. Старшая группа Кейс- прогнозирование Направлена -умение отличать реальную и воображаемую ситуацию. -умение строить логические и обоснованные прогнозы.

Консультация «Примеры педагогических ситуаций и их решение» ситуация 1. В старшей группе детского сада появилась новая игрушка – грузовая машина. Два ре­бенка отнимают ее друг у друга, начинается.

Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Обучая учусь. Сенека Старший Федеральный.

Занятие образовательного клуба «Оптимизация образовательного процесса по речевому развитию»Занятие образовательного клуба «Оптимизация образовательного процесса по речевому развитию» Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей с небольшим стажем работы в дошкольной образовательной организациипо амплификации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы инновaционного образовательного процесса. Практические примеры педагогических технологий в обучении музыке.
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 08:51
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы инновaционного образовательного процесса. Практические примеры педагогических технологий в обучении музыке.» (включая файлы) размещена пользователем Мирослава Мустаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД