Полуяхтова Ирина Васильевна
Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного станда
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение к педагогическому совету.
«Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Воспитатель МАДОУ № 38: Полуяхтова И. В.
Каждый человек обладает потенциалом двигаться
в естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации
личностного и профессионального роста
В. Э. Пахальян.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
ФГОС ДО ставит перед воспитателями ДОО следующие задачи: развитие детской инициативы, активности, умения сотрудничать и делать выбор на основе индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Это возможно только при реализации деятельностного подхода, который определяется конкретными педагогическими технологиями. Одной из таких технологий является «Метод проектов». В ходе проектной деятельности ребёнок получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, выбирать содержание своей деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес в различных видах деятельности, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества детей.
Метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Метод проектов позволяет развивать познавательную мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых.
В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.
В нашем детском саду метод проектов успешно используется уже давно, но преимущественно в группах среднего и старшего дошкольного возраста. Многие педагоги из старших групп считают, что данная технология для детей раннего и младшего дошкольного возраста сложна. Я же решила опровергнуть их мнение и апробировать метод проектов в группе раннего возраста, адаптировав его в соответствии с возрастными особенностями.
Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребёнка в неповторимый и самый уязвимый его период жизни. Чтобы ребенок раннего возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.
Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением, становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности.
В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного развития детей ясельного возраста. Особое внимание следует уделить формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения. В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь со следующими противоречиями:
• Между возрастающим объемом информации, который необходимо донести детям согласно учебному плану и достаточно долгой и сложной адаптацией детей к детскому саду.
• Между желанием родителей к получению информации о жизни группы, совета по развитию ребенка и отсутствием таких возможностей в группе.
Выявленные противоречия приводят к возникновению следующих проблем:
• Трудная адаптация ребенка к детскому саду.
• Недостаточный уровень развития детей группы.
• Слабая информированность родителей о жизни группы.
Поэтому, именно проектная деятельность может быть благодатной почвой для успешной адаптации и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста. Идея, лежащая в основе данной технологии, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.
Передо мной, как перед педагогом группы раннего возраста стоят задачи:
• создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха
• заложить фундамент разностороннего развития детей раннего возраста, применяя в процессе воспитания и образования современные технологии
• воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка
Выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов.
Дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому выбор темы проекта осуществляю сама, основываясь на интересах детей. Темами проекта могут стать, как и определённый раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так и события в жизни детского сада, города, страны и т. д. Использую подражательно-исполнительский уровень проектов, где активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.
В летний период 2017 г. мы набирали детей в группу раннего возраста. Поступление ребенка в детский сад – это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Детям необходимо приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Совместно с родителями мы решили реализовать проект «Мои первые шаги в ДОУ». Одно из главных направлений проекта – помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
В результате осуществления данного проекта были задействованы: дошкольники, воспитатели, родители, педагог-психолог, старшая медицинская сестра, музыкальный руководитель, что способствовало их сплочению и становлению партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Проектная деятельность способствовала:
- успешной адаптации
-активизации познавательной деятельности детей
-формированию специфических умений и навыков коммуникативного характера
-развитию творческой активности в процессе игровой и познавательной деятельности.
В своей группе, с детьми раннего возраста, уже второй год, ведётся работа в данном направлении. Были реализованы проекты:
«Мои первые шаги в ДОУ»
Тип проекта: творческо-исследовательский
Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Формами отчё та проекта: оформление стенгазеты «Первый раз в детский сад!»
Проект «Неделя здоровья» в первой младшей группе
Тип проекта: познавательно-игровой
Цель проекта: повышать уровень знаний у детей и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
В результате реализации проекта:
- у детей сформированы основы гигиенических навыков, начальное представление о здоровом образе жизни, о пользе физической культуры;
- повышено качество работы с родителями;
- дети познакомились с новыми подвижными играми, с новыми сюжетно-ролевыми играми, с играми с шариком массажным с иголочками;
- изготовлены "Дерево здоровья"(коллективная работа воспитанников) и стенгазета для родителей «День здоровья в первой младшей группе» (фотоотчет)
Краткосрочный проект 1 младшей группы по Театрализованной деятельности «Театр в жизни ребенка»
Тип проекта: познавательно – творческий
Основной целью проекта является создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.
Итоги проекта:
1. Пополнение театрального уголка.
2. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах.
3. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и развивать свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;
4. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;
5. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, всвязи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способс-твует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;
6. У родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной деятельности;
7. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный (вязанный, пальчиковый, магнитный театры, ширма);
8. Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели ДОУ.
Экологический проект
«Весёлый огород на подоконнике»
для детей 1младшей группы «Звёздочки»
Цель:
-вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, создать условия для выращивания лука в группе, рассказать о его пользе и в какие блюда его добавляют.
Тип проекта:
познавательно-исследовательский, здоровьесберегающий, творческий
Результаты:
В результате реализации данного проекта:
Повышение интереса детей к познавательно – исследовательской деятельности.
В процессе исследований дети узнали, что растения живые, их поливают, выращивают и какие условия для этого нужны (земля, вода, свет)
Дети получили представления о труде взрослых и детей, научились правильно называть трудовые действия.
Проводимая работа позволила воспитать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
Развилось желание у детей употреблять зелёный лук во время приёма пищи.
Повысилась речевая активность, активизировался словарь по данной теме.
Поднялся уровень информированности и интереса родителей к деятельности МАДОУ и группы в частности.
Продуктом проекта стал «Мини – огород», папка - ширма «Лук от семи недуг».
Проект «Моя семья»
для детей 1младшей группы «Звёздочки»
Цель проекта
1. Расширить представление о семье через организацию разных видов деятельности.
2. Формировать у детей понятие «Семья»;
3. Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.
Подведение итогов проекта
1. Оформление выставки семейных фотографий «Моя семья» и фотоальбома «Моя семья»
2. Интегрированная НОД на тему «Дружная семья»
Полученный продукт: выставка, изготовление бус для мамочек, крендельков.
Тема проекта – «Погремушка – моя первая игрушка!» (мини музей)
Вид – творчески – исследовательский
Цель проекта: обогащение предметно-развивающей среды в группе посредством создания мини-музея «Погремушка - моя первая игрушка». Подведение итогов проекта
1. Развлечение «Волшебные игрушки»
2. Оформление стенда-выставки информации для родителей «Всем детишкам разные погремушки»
3. Выставка рисунков «Веселая погремушка»
Продукт: мини-музей «Погремушка – моя первая игрушка».
Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает мне решить поставленные задачи. Малыш включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Родители нашей группы - это незаменимые помощники.
Перед началом работы над проектом провожу консультацию, индивидуальные беседы, где знакомлю с содержанием и значением проекта, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего, предлагаю его изготовить.
Родители поддерживают мою идею, предлагают помощь в решении той или иной задачи, оказывают посильную помощь, делают нестандартное оборудование своими руками. Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно - развивающая среда группы постоянно обогащается.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечила целостность педагогического процесса и создала окружающее пространство позволяющее организовать : игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Таким образом, пришла к заключению, что при использовании проектного метода в работе с детьми раннего возраста отмечается положительная динамика.
Как показала практика условия, которые созданы в нашей группе, способствовали развитию детей по всем психофизиологическим параметрам: создали положительное состояние у детей, организовывали рациональный двигательный режим, предупреждали детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха
Проектная деятельность стала благодатной почвой для успешной адаптации и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста.
Таким образом, хочется отметить, что проектная деятельность в группах раннего возраста одним из важных условий реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования и создаёт условия для формирования у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития своего ребенка. Сотрудничество педагогов, их родителей в рамках проектной деятельности укрепляет психологическое здоровье семьи.
Литература:
1. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности: система работы в младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
2. Познание предметного мира: комплексные занятия /автор – составитель Ефанова З. А. - Волгоград. - 2012 г.
3. Хохлова О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов: справочник старшего воспитателя. -2010.-№3.