Анастасия Киселева
Педсовет «Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса»
Перед началом педсовета проводится игра :
Метод «Найди похожих»
Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности.
Материалы: круг участников.
Проведение: ведущий объясняет правила игры: «Я буду говорить некоторые фразы – утверждения, к кому из вас они подходят, те меняются местами». Фразы:
• Кто в семье старший?
• Кто в своей работе использует современные педагогические технологии?
• Кто в семье младший?
Публикация «Педсовет „Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Кто пользуется активными методами обучения?
• Кто единственный?
• Кто участвует в профессиональных конкурсах?
• Кто пришел в брюках?
• Кто вовремя сдает всю документацию?
• Кто пришел в юбке?
• Кто вовремя проводит режимные процессы, в том числе НОД?
• У кого есть часы?
• Кто использует в своей работе метод проектов?
• У кого есть сотовый?
Использование современных образовательных технологий
как средство повышения качества дошкольного образования
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.
Одним из средств развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Сам термин «технология» в переводе с греческого - это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении.
В научной литературе предлагаются разные определения понятия «педагогическая технология». В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Педагогическая технология – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Педагогическая технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса, который ведёт к повышению качества образования.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.
Отличие технологии от методики :
Существуют три связанных друг с другом понятия: «методика», «технология» и «программа». Чем отличаются друг от друга эти понятия?
Методика – наука о методах преподавания и воспитания. Она рассказывает о всех методах, которые можно применить в той или иной области обучения и воспитания, и не говорит о результате.
Технология - в её основе лежит определённая позиция авторов. В технологии обязательно прозвучит, что произойдёт с ребёнком, если вы будете использовать данную технологию.
Программа - план деятельности, работ, краткое изложение содержания учебного предмета.
По мнению известного педагога Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности) :
Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность усматривает эффективность по результатам оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический институт должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от опыта, стажа, возраста и
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить множество технологий, которые по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп: по уровню применения, по концепции усвоения, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельностью, по подходу к ребенку, по категории обучающихся, по ориентации на личностные структуры.
В соответствии с годовой задачей ДОУ «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике современных педагогических технологий в условиях ФГТ» мы подробно говорили о здоровьесберегающих технологиях (педсовет, март 2013г, информационно-коммуникационных технологиях и музыкотерапии (Ковтун И. В., о технологиях развития личности ребёнка через навыки общения со сверстниками (Тоболина Т. В.).
А сейчас объявляется «Педагогический аукцион» с целью расширения и уточнения представлений у педагогов об особенностях использования педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ. Выступающие должны рассказать о названии технологии, какую цель она преследует, плюсы и минусы технологии, особенности использования, поделиться опытом использования данной технологии в своей педагогической деятельности.
- Игровые технологии в ДОУ (воспитатели старшей группы).
- Личностно-ориентированные технологии в ДОУ (воспитатели средней группы).
- Технология проблемного обучения (воспитатели старшей группы).
- Технологии педагогического общения с родителями (воспитатели средней группы).
- Технология развивающего обучения (воспитатели подготовительной группы.
- Технология исследовательской деятельности (воспитатели подготовительной группы
Итоги аукциона: Применяемые технологии должны быть взаимосвязаны, должны дополнять и усиливать друг друга. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.
Физминутка с педагогами (здоровьесберегающие технологии).
Практическая часть педсовета.
После подведения итогов тематического контроля, педагогам предлагается разделиться на 3 микрогруппы ( по возрастам: средние, старшие и подготовительные). Задания практической части:
1) Работа с таблицей: по содержанию технологии определить её название; общее обсуждение.
Содержание технологии Вид технологии
Данная технология включает в себя систему игровых заданий и различных игр для усвоения ребёнком того или иного программного содержания. игровая
Основана на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. проблемное обуч
Цель данной технологии - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. здоровьзб
Эти технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
При обучении по данной технологии ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. Основоположник теории данного обучения Выготский Л. С., его последователи –Леонтьев А. Н., Занков Л. В., Эльконин Д. Б., В. В. Давыдов.
Деятельность в рамках этой технологии – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. исллед. деят
Имеет строгие воспитательные рамки, педагог выступает как информатор, а не как напарник, воспитательный процесс ориентирован в целом на группу детей, а не на отдельного ребёнка, присутствие метода поощрения и наказания, командный стиль взаимодействия.
Реализуют демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка. сотрудничества
Данные технологии являются средством формирования предметно-развивающей среды и основ информационной культуры личности ребёнка, инструментом профессиональной деятельности педагога. игровые технол
Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. партфолио дошк
В основу данной технологии положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на заинтересованный результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы. проэктный метод
2) Важное место в воспитании и развитии дошкольников играет семья. То, что несет в себе семья, невозможно заметить ничем. В семье ребенок должен видеть, что о нем заботятся, его любят, учитывают его мнение. Особую значимость принимает работа педагогов с семьей. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей.
Предлагаю вам проиграть ситуации, встречающиеся в повседневной практике, где причина – неприятие родителями, применяемых педагогом, инновационных технологий. Вы должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: воспитателя, родителя, ребенка.
1-я ситуация. Воспитатель просит родителей вместе с детьми разработать проект «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?
2-я ситуация. Педагог реализует технологию музейного воспитания и развития дошкольников. Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия.
3-я ситуация. Папа забирает ребенка домой. Ребенок пытается ему показать рисунки своей группы, и свой в том числе, с изображением посёлка Берёзово. Папа торопится, не обращает внимания на творчество детей, ругает ребенка за то, что тот отвлекается. Как поведет себя воспитатель?
Таким образом : в любой ситуации при взаимодействии с родителями надо исходить с позиций пользы для развития ребенка и объяснять это родителям.
3) Задание для педагогов «Методическая копилка».
Педагогам предлагается мешочек - копилка с монетами (круги, на которых написаны названия технологий. формы работы с детьми, используемыми в дошкольных группах. Задача педагогов – вынимая по одной монете, определить формы работы с детьми и родителями, которые реализуются при использовании данной технологии.
Перед бсуждением проекта решения педагогического совета проводится рефлексия:
Было ли Вам комфортно на протяжении педсовета? Какие технологии были использованы на нашем педсовете?•
У кого возникали трудности, в чем именно?•
Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?•
Главный вопрос педагогам : «Вы «ЗА» или «ПРОТИВ» использования педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ?»•
«Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»
Проект решения педсовета :
1. Всем педагогам систематически использовать в своей деятельности интеграцию педагогических технологий.
2. В целях улучшения работы по обобщению и распространению педагогического опыта и отслеживания профессионального роста педагогов портфолио пополнять новыми материалами в межаттестационный период.
3. Развивать по возможности информационную, методическую, материально-техническую базу детского сада для успешного применения на практике современных педагогических технологий.
4. Активизировать деятельность педагогов при взаимодействии с родителями через включение в разные формы образовательного процесса, в том числе педтехнологии.