Анастасия Попова
Конкурс педагогических инициатив «Авторские дополнительные программы в рамках районного образовательного форума-2018»
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс педагогических инициатив
«Авторские дополнительные программы в рамках районного образовательного форума-2018"
«Программа по оздоровительной степ-аэробике для детей старшего дошкольного возраста»
В ФГОС дошкольного образования выделены ведущие направления, которые обеспечивают социальную успешность детей. Одним из них является физическое развитие детей, целью которого формирование у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; приобретение опыта в двигательной деятельности.
Публикация «Конкурс педагогических инициатив „Авторские дополнительные программы в рамках районного образовательного форума-2018“» размещена в разделах
В связи с этим возникла настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, направленных на активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам дошкольного обучения.
Одним из этих средств являются занятия степ-аэробикой, которые я начала использовать в работе с детьми с 2017 учебного года. На 2017-2019 учебный год, мною была разработана программа по оздоровительной степ-аэробике «Чудо-платформа» для детей старшего дошкольного возраста. Курс программы «Степ – аэробика» рассчитан на 2 года, проводится в холодное время года с октября по апрель, при проведении занятий по 1 в неделю (общий объём – 56 занятий в год). Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет. Продолжительность одного занятия в старшей группе не должна превышать 25 мин, в подготовительной группе – 30 - 35 мин.
Степ – аэробика постепенно завоевывает свое место в физической культуре. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у детей, двигательных качеств, в благоприятном воздействии на организм человека (на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы). Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.
В конце 20 века известная фитнес-инструктор Джина Миллер разработала новую методику - степ – аэробику. Джина Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлек миллионы людей, поддерживающих свое тело в тонусе. Со временем данная программа стала называться «степ – аэробика» и получила широкое распространение среди приверженцев здорового и активного образа жизни.
В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг». Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. Степ-аэробика интересна и разнообразна, в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.
Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе, высота которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна.
Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, легкая. Снаряд очень полезен в работе с детьми. Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Разработанная программа позволит добиться оптимального уровня развития физических качеств: быстроты, гибкости, равновесия, координационных способностей, а так же несет профилактический характер.
Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике. Оптимальное сочетание, которых в ходе занятий позволит решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений.
Польза степ-аэробики
Первый плюс — это огромный интерес детей к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект.
Цель: создание условий, для укрепления здоровья и разностороннего развития личности дошкольника средствами оздоровительной степ-аэробики.
Задачи.
• Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
• Формировать навыки правильной осанки, развивать мышечную систему в ходе упражнений на степ – платформах;
• Формировать умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
• Выработка четких координированных движений.
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
• Воспитывать чувство уверенности в себе.
Основные этапы обучения детей степ – аэробики
Обучение степ – аэробики обусловлено формированием двигательных навыков и проходит на протяжении определенного периода времени. В моей практике я выделяю три этапа обучения:
• Этап ознакомления основных движений степ – аэробики;
• Этап разучивания основных движений;
• Этап совершенствования
Этап ознакомления основных движений степ – аэробики на занятии мною решаются следующие задачи: создаю у детей представление об основных базовых упражнениях, заинтересовываю их в сознательном и активном овладении упражнением.
На этапе разучивания я ставлю задачи по формированию двигательного умения и дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования умения лежит процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом.
На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершение формирования основного варианта выполнения упражнения, и проявляются некоторые признаки двигательного навыка.
Содержание занятий степ-аэробикой учитывает морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдаются основные физиологические принципы:
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.
Упражнения для степ-аэробики носят преимущественно циклический характер (в основном, это ходьба, вызывают активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливают обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной и заключительной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. После разминки (подготовительной части) следует основная аэробная часть, которая состоит из базовых и простейших основных "шагов" степ - аэробики. Во время аэробного части происходит разучивание "шагов", связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений - прогон. "Шаги" выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику.
В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию. По желанию детей можно провести игру. Это необходимо для создания у занимающихся ощущения законченности занятия. После этого следует поблагодарить детей за занятие.
• Нельзя заниматься на степе босиком или в обуви с мягкой подошвой, так как это может привести к повреждению ступни или вывиха лодыжки.
• Во время занятия степ - аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании.
Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин. ;
как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
в показательных выступлениях детей на праздниках;
как степ-развлечение.
На занятиях по физкультуре степ – платформа используется на каждом этапе:
• В водной части дети огибают степы (ходят или бегают змейкой);
• В общеразвивающих упражнениях, которые выполняются в виде степ – аэробике и в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лежа,что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве;
• В основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в т. ч. с различными атрибутами;
• В подвижных играх и эстафетах.
Организуя занятие необходимо соблюдать основные правила техники выполнения степ-аэробики.
Основные правила техники выполнения степ – аэробики:
• Выполнять шаги в центр степ – платформы;
• Ставить на степ – платформу всю подошву ступни при подъеме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
• Опускаясь со степ – платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше чем на длину ступни от степ – платформы;
• Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют, а совершенстве, движениями ног;
• Не подниматься и не опускаться со степ – платформы, стоя к ней спиной;
• Делать шаг с легкостью, не ударять по степ – платформе ногами.
Данную работу по этой теме вела не только с детьми, но и с родителями, а так же и с педагогами. Проведенная работа с родителями в течение года показала свои результаты, ту информацию, которую родители получили в виде консультаций, индивидуальных бесед, а также в открытых просмотрах и спортивных мероприятий дало свои положительные результаты, мнения и взгляды родителей изменились в лучшую сторону. Они пытаются, внедрить в свою семью данный материал и стали более осознано относится к оздоровлению своей семьи. Для педагогов проводилось ряд консультаций и мастер-класов.
В детском саду так же использую спортивные танцы на степ – платформе в развлечениях, праздниках. Выступления со степ - аэробикой на праздниках показываем родителям достижения детей.
И сейчас я хочу предоставить вашему вниманию видеофрагмент спортивного танца на степ-платформе, проведенный на спортивном празднике с участием родителей «В здоровой семье – здоровые дети!» в рамках недели здоровья.
Заключение.
Проводя в течение года оздоровительную работу по степ-аэробике, проработав методическую литературу, мною приобретен большой опыт в данной области. В заключении можно сделать следующий вывод, что работа, которая была проведена в течение года принесла свои плоды: родители стали более серьезно относится к оздоровлению своих детей, больше интересоваться, чем мы занимаемся в детском саду с детьми на занятии по оздоровлению степ-аэробикой.
Проведенные занятия по оздоровительной степ - аэробике доставляют детям большое удовольствие, поднимают настроение, повышают жизненный тонус, дети приобретают необходимые двигательные навыки и умения, сформированы умения ритмически согласованно выполнять Степ-шаги под музыку, развивается уверенность в себе. У детей хорошо стало развито ориентировка в пространстве, общая выносливость, совершенствуется точность движений, а так же идет большая физическая подготовка детей к школе. Но самое главное достоинство степ-аэробики - ее оздоровительный эффект. Таким образом, оздоровительная работа в детском саду - одна из ключевых в системе дошкольного образования. И только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие.