Оксана Шмакова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Беспокойный маленький народец… Сотни «Зачем? Куда? Почему?». Ясные доверчивые глаза и непослушные маленькие ладошки… Мои воспитанники, мои дети, мои друзья.
Когда я была маленькой и сама еще ходила в детский сад, любимой темой рисования была для меня школа. Я помню, как старательно раскрашивала я коричневую доску, девочку в форме и белом фартучке. Девочка тянула руку и выводила на доске неизменное «2+2»… Естественно, я хотела быть учителем. Мне повезло: моя мечта сбылась. Правда, сколько будет, если к двум прибавить два, рассказывали детям другие педагоги. Я же взяла в руки кисть и карандаш.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Мне нравилось работать в школе. Потом у меня появился новый «объект воспитания» - мой сын. Сейчас ему уже 16 лет. Но до сих пор он и его одноклассники – мои дети. Я с удовольствием принимаю участие в жизни класса, особенно в разных смотрах и выступлениях. А со сказкой «Учиться всегда пригодится», которую я написала для тогда еще третьеклассников к Новому году, наша учительница выиграла конкурс «Учитель года».
В дошкольном учреждении я работаю шестой год. И я сделала для себя вывод, что здесь работать гораздо интереснее, чем в школе! Всё намного глубже, честнее, эмоциональнее. 45 минут школьного урока расписаны и задействованы максимально. Некогда разглядеть ученика. Толи дело – сад. Тут дети как на ладони с утра и до вечера: кто-что-зачем-почему – и все это естественнее, искреннее.
Наверное, мне легко говорить, потому что группа моя необычная: во-первых, она – разновозрастная. С первых минут и до сих пор удивляюсь: как это все проходит в мирном сосуществовании: большие дети не обижают маленьких, а наоборот, старшие заботятся о младших, малыши тянутся за большими ребятами.
Во-вторых, группа имеет специфику изучения национальных традиций еврейского народа. Когда я перешагнула порог этой группы, то о еврейских традициях я не знала ровным счетом н и ч е г о. Но оказалось, что это так интересно! Мы постоянно что-то рисуем, клеим, придумываем, поем, пляшем, выступаем… Всё это клубится, вертится, повторяется снова и снова.
Немаловажной движущей силой моего творчества (особенно, в разработках утренников) является скудность методического материала. Сейчас на просторах Интернета можно найти практически все. Но вот что-либо стоящее по еврейской культуре для детей - практически невозможно! Вот и творю: и стихи небольшие уже могу написать, и песню переделать. Стараюсь не повторяться – ведь многие родители приводят своих младших детей на смену старшим. Так что у нас свои «династии» имеются.
Я учу своих ребят тому, что знаю и умею. А они открывают во мне то, что было загадкой для меня самой. Например, я никогда не умела танцевать, а уж придумать танец – об этом я и помыслить не могла. Теперь же – пожалуйста, четыре танца на одном утреннике! И сама получаю от этого удовольствие.
Наверное, каждый учитель, каждый воспитатель не раз слышал фразу: «Как Вы з д е с ь работаете! Сколько терпения нужно иметь!» А вот мы работаем. Даже получаем удовлетворение от своей работы. Мы – педагоги.
Недавно перечитывая книгу Г. Щербаковой «Отчаянная осень», заметила в тексте подчеркнутый фрагмент (стыдно, но раньше я иногда так делала). Прочитала. Вспомнила. Абсолютно согласна с автором. Это речь старого директора школы на чаепитии с учителями:
«…Кто придумал и сказал, что наша работа трудная? Из всех работ на земле работа учителя самая, самая легкая…
– Есть работы естественные и неестественные… Есть работы, которые вытекают из самой природы человека. Они самые радостные, и их приятно делать. Наша же с вами работа из всех естественных самая естественная. Ибо каждый человек уже от рождения обязательно немного учитель.
- Мы взяли на себя труд открывать двери тому, что само уже пришло. И нет на свете ничего легче, чем открывать двери. Вам привычней считать себя каторжниками, мучениками? Стыдитесь, друзья мои! Вам повезло во времена сложные и путаные делать человеческую работу – учить и воспитывать, открывать двери и показывать путь»…
Открывая своим детям двери в большой мир, я хочу доложить в их багаж, кроме знаний и навыков, то, что всегда пригодится в пути: чувство юмора, командный дух, радость творчества, заботу о других, музыкальность, умение слушать, уверенность в своей уникальности.
Может быть, моя педагогическая дорога, ведущая от детских рисунков, попетлявшая по школам, частным курсам, бегущая сейчас по ступенькам дошкольного учреждения, когда-нибудь заведет меня и к взрослым «детям»-студентам, как знать… А пока: «Ах, как хорошо в садике живется! Ах, как эта песня весело поется!»