Татьяна Пиляева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить,
а огонь, который надо зажечь!»
Мой профессиональный путь, словно дорога, наполненная яркими, интересными событиями, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих воспитанников.
Я никогда не думала, что моя жизнь будет связана с детским садом. Мечтала стать учителем, но так сложилась жизнь, что моей мечте не суждено было сбыться.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Судьба бросала от одного берега к другому, и вот я оказалась в детском саду. И сразу окунулась в сказочный мир детства. Он меня заворожил, околдовал, стал родным, стал моим домом. Я с радостью каждый день спешила в детский сад, ведь там меня ждали веселые и грустные, терпеливые и неугомонные, задиристые и доверчивые мои ребятишки.
Они бежали мне навстречу, наперебой рассказывая о своих успехах, секретах, необычных историях… Хотелось всех выслушать и всех обнять! Вдруг такая любовь всколыхнулась в моем сердце, о которой я и не подозревала! Мама говорила мне: «Нельзя так любить чужих детей!» А я их любила! Может потому, что и сама еще была почти ребенком, мне было всего 18 лет.
Дети чувствовали мою любовь и отвечали мне тем же. Навсегда запомнила маленького Вовочку, который как хвостик ходил за мной, и называл меня мамой, даже спать без меня не ложился…
А как забыть Илюшу и Любочку! Я впервые тогда узнала, что бывает детская любовь. Правда охранял и защищал Илюша свою избранницу совсем не по-детски!
А Любочка была самая маленькая, хрупкая в нашей группе.
Запомнилась Наташа, очень воспитанная, умная, интеллигентная.
Да-да, уже тогда в 6 лет она подавала пример всем нам, как общаться с друзьями, как вести себя за столом, как можно избегать конфликтов. Рассудительный Павлик, неугомонный Максимка, задорная Даша, стеснительная Верочка… И, конечно, Ксюша, - всегда и обо всех заботилась, первая помощница во всем!
Тот первый мой выпуск я буду помнить всегда!
Он дал мне заряд на всю мою жизнь. Мои первые выпускники научили меня смеяться, когда на душе совсем невесело, оставлять дома все неприятности, быть задорной, неунывающей, доброй и всепрощающей. И я им очень благодарна! Хочется верить, что и они, глядя на фотографии, вспоминают, как мы играли, катались с горки, читали сказки, пели и танцевали, а главное – любили друг друга.
Далеко не сразу я осознала, что у меня особая миссия на земле, я – педагог! Воспитатель!
Я учила детей и училась сама. Училась быть художником, скульптором, строителем, артистом и режиссером. Многогранна профессия воспитателя.
А еще я училась не просто дать детям знания, умения и навыки, старалась увидеть уникальность каждого ребенка, открыть для них мир радости, мир волшебства и фантазий, зажечь огонь творчества в маленьких сердцах.
Очень люблю и сама заниматься творчеством, хочется и моих малышей научить видеть красоту во всем, уметь передавать ее на листе бумаги, с помощью красок и пластилина, различных художественных техник и нетрадиционных материалов. В моей работе всегда присутствуют элементы занимательности, неожиданности, порой загадочности. Именно они развивают познавательный интерес, пробуждают в детях активность, инициативу и стремление к действию.
Творчество позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка. А все дети уникальны по-своему. В одном живёт талантливый художник, в другом пытливый наблюдатель, а третий - неутомимый экспериментатор. И все дошкольники открыты для красоты и добра, сострадания и любви. Любви к ближнему, бабочке, муравьишке, цветочку, собачке и кошечке. Нужно только помочь им сохранить эту любовь.
И снова помогает творчество: мы рисуем красивый цветочек для бабочки, строим прочный домик для муравья, лепим собачке любимую косточку, для кошечки – разноцветные клубочки, для друга и любимой мамочки создаем волшебные подарки.
Свой талант я отдаю воспитанникам, и вместе с ними частичка меня остается в каждом малыше.
Всегда нахожусь в состоянии творческого поиска и саморазвития. Поэтому мне так интересны современные инновационные технологии, нетрадиционные формы работы и методы обучения и воспитания.
Сейчас я работаю с детьми, у которых тяжелые нарушения речи. Детям с речевой патологией необходима систематическая, целенаправленная помощь в развитии пальцевой моторики.
Известная истина - «Рука учит мозг».
И здесь неоценима роль инновационных находок, применение которых создает благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, обеспечивая равные возможности в получении качественного образования независимо от ограниченных возможностей здоровья моих воспитанников.
Благоприятное стимулирующее воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают пальчиковые игры и графические упражнения, пальчиковый игротренинг, «театр в руке», «сказки веселого язычка», проектный метод, исследовательская деятельность, использование нетрадиционных изобразительных техник и материалов.
Каждый мой день проходит под девизом «Из искры возгорится пламя!» Пламя детских способностей, огонь индивидуальности, искорка любознательности и активности.
Результат нашего творческого взаимодействия – активное участие в выставках и конкурсных мероприятиях различного уровня.
Замечательные детские работы украшают фойе, коридоры и музыкальный зал детского сада.
Малыши радуются, видя свои результаты, показывают и рассказывают родителям и знакомым о своих достижениях и достижениях друзей.
Вместе мы гордимся и тем, что язычки детей становятся послушными, речь – правильной и грамотной, что позволяет моим воспитанникам участвовать в конкурсах чтецов, быть артистами на праздниках малышей, увлеченно презентовать интересные проекты.
Созданные мною условия открывают возможности для развития инициативы, личностного развития детей, помогают активному вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада, способствуют установлению позитивных отношений педагога с семьями воспитанников.
И все же, педагог он какой?
С течением времени пришло осознание того, что педагог - это интересный для детей взрослый человек, который может быть и другом, и советчиком, партнёром, заботливой второй мамой и мудрым наставником.
Педагог, воспитатель - это даже не профессия, это образ жизни, увлечение на всю жизнь.
Много лет спустя, я уже жила в другом городе, и ехала в электричке в родные места. Сидела, задумавшись о чем-то, и вдруг: «Здравствуйте, Татьяна Степановна! Вы меня не узнаете?» Я подняла голову и ахнула, передо мной стоял красивый молодой человек – Илюша Гуцанаш! Помните, который рьяно оберегал Любочку?
Всю оставшуюся дорогу мы смеялись, грустили, вспоминали милых моему сердцу мальчиков и девочек, Илюша рассказывал, как сложилась судьба некоторых моих воспитанников…
И ради таких неожиданных встреч, таких подарков судьбы стоило стать воспитателем!
И пусть не я выбрала профессию, а она меня, я счастлива, что однажды вступила на этот путь, счастлива каждодневным ожиданием чуда, ожиданием встречи с моими милыми ребятишками.
А ведь моя мечта исполнилась.
Воспитатель – тот же учитель, только навсегда прикипевший сердцем к сказочной стране детства.
Я – воспитатель, и горжусь этим,
Ведь жизнь свою посвящаю детям!