Татьяна Харитонова
ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у детей 5–7 лет «Одежда. Обувь. Головные уборы»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у
детей старшего дошкольного возраста по лексической теме
«Одежда. Обувь. Головные уборы».
На этапе дошкольного обучения особенно важно скорректировать не только звукопроизношение, но и сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка.
Предлагаемые игры и задания предназначены для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста для усвоения ими основных грамматических и лексических категорий русского языка.
Публикация «ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у детей 5–7 лет „Одежда, Обувь, Головные уборы“» размещена в разделах
- Головные уборы
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Представленный материал, направленный на пополнение словарного запаса детей различными частями речи – существительными, прилагательными, глаголами; формирование различных способов словообразования и словоизменения, а также на развитие логического мышления, зрительного внимания, памяти и пространственной ориентировки.
Игры и упражнения
«Один-много» (I вариант (с 4 лет).
Цель: образование существительных множественного числа именительного падежа.
Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: куртка - куртки и т. д. Усложнение: используются словосочетания - прилагательное + существительное, например: спортивный костюм - спортивные костюмы и т. д.
«Один-много» (II вариант) (с 5 лет)
Цель: образование существительных множественного числа родительного падежа.
Ход игры: ребёнок говорит: «У меня одна кепка», другой ребёнок отвечает: «А у меня много кепок» и т. д.
«Назови ласково» (с 4 лет).
Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Ход игры:(игру можно проводить с мячом). Подумай, какая одежда для мамы, а какая – для дочки: «Халат-халатик, куртка-курточка и т. д.»
«Измени слова».
Цель: образование отглагольных прилагательных: надеть – надетый, сложить – сложенный)
Ход игры: Надеть – надетый, раздеть – раздетый, распороть – распоротый, заштопать – заштопанный, вдеть – вдетый, снять – снятый, сложить – сложенный, вязать – вязаный, расстегнуть – расстёгнутый, зашнуровать – зашнурованный, одеть – одетый, сшить – сшитый, подшивать – подшитый, застегнуть – застёгнутый, завязать – завязанный.
«Посчитай» (с 5 лет).
Цель:согласование существительных и числительных
Ход игры:педагог выставляет на доску цифры 1, 2, 5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна шапка, две шапки, пять шапок; один сапог, два сапога, шесть сапог и т. д.
«Из чего сделано?» (с 5 лет).
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры: расскажи, из каких материалов шьют одежду, обувь и головные уборы: одежда из шёлка – шёлковая, ситца – ситцевая, из трикотажа –трикотажная, из шерсти – шерстяная, из байки – байковая, из пуха – пуховая, из кожи – кожаная, из драпа – драповая, из льна – льняная, из соломы – соломенная, из меха – меховая, из фетра – фетровая, сапоги из резины – резиновые, валенки из войлока – войлочные.
«Чей, чья, чьё?» (с 5-6 лет).
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры: платье мамы - это чьё платье? Мамино платье; платок бабушки - это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
«Назови одним словом» (с 4 лет).
Цель: развитие словесно-логического мышления
Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «сарафан, платье, брюки, пальто»- «ОДЕЖДА»; «майка, трусы»- «БЕЛЬЁ»; «шляпа, панамка, шапка, платок»- «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»; «сандалии, туфли, сапоги, кроссовки, валенки»- «ОБУВЬ» и т. д.
Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «ОДЕЖДА» - «сарафан, платье, брюки, пальто»; «БЕЛЬЁ» - «майка, трусы»; «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» - «шляпа, панамка, шапка, платок»; «ОБУВЬ» - «сандалии, туфли, сапоги, кроссовки, валенки»- и т. д.
«Сравни предметы».
Цель: составление сложносочинённых предложений со значением противопоставления: шуба тёплая, а куртка лёгкая и т. д.
Ход игры: детям предлагается объяснить, чем отличаются предметы: платье и сарафан, юбка и шорты, рубашка и кофта, пальто и шуба, кофта и свитер, куртка и пиджак, футболка и майка, ботинки и сапоги и др.
«Назови части»:
— рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман и т. д.
«Противоположности».
Цель: учить подбирать антонимы.
Ход игры: Сравни по образцу: брюки длинные, а шорты короткие; панама летняя, а шапка зимняя, сарафан ситцевый, а шуба меховая, сапоги резиновые, а валенки войлочные, пояс узкий, а шарф длинный, куртку короткая, а плащ длинный, кофта вязаная, а рубашка шитая, бельё нижнее, а платье верхнее и т. д.
«Составление загадок-описаний».
по определенному плану (например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.) «Убери одежду в шкаф».
Цель: закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;
Ход игры: расскажи, куда какую одежду надо убрать?
«Большой – маленький».
Взрослый и ребенок по очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького, например, платье – платьице, носки – носочки, сапоги – сапожки и т. д.
«Четвёртый лишний».
Взрослый предлагает ребенку определить лишний предмет в каждом ряду и объяснить почему, например: рубашка, берет, шорты, кофта (лишний берет – головной убор) и т.
«Посмотри и назови».
Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинки и назвать предмет, название которого начинается на заданный звук.
«Угадай, что задумано».
Взрослый, предлагает рассмотреть ребенку картинки говорит: «Я задумал слово, которое начинается на звук «С». Угадай, что я задумал?». Затем игроки меняются местами.
«Услышишь – хлопни».
Взрослый предлагает ребенку: «Я буду называть тебе разные слова, когда ты услышишь звук «Ш»— хлопай в ладоши. Слушай внимательно (шуба, шапка, рубашка, шарф, шляпа, шорты)». Звуки можно предлагать разные, можно предлагать два звука (топни – хлопни).
Услышать и назвать общий звук в паре слов. Взрослый предлагает ребенку услышать и назвать общий звук в паре слов. Например: кепка – платье, свитер – сарафан и т. д.