Елена Костерина
Опыт работы «Элементарная исследовательская деятельность детей раннего возраста через игры с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познаёт мир, постоянно исследуя и экспериментируя его. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет. Сегодня у наших детей есть много современных игрушек, но игры в песочнице не устарели. Песочница по-прежнему любимое место малышей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания играм с песком уделяется большое внимание. Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е. И. Тихеевой, она показала, как дети, созидая, совершенствуют чувственный опыт и практически познают свойства материалов. И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от другого приобретается человеком в раннем возрасте.
Публикация «Опыт работы „Элементарная исследовательская деятельность детей раннего возраста через игры с песком“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Задача взрослых - поддержать доброе познавательное отношение малыша к миру, помочь его познать, как огромный, наполненный интересными вещами и явлениями. Чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир!
Наблюдая за детьми раннего возраста, я пришла к выводу, что малыши очень любят заниматься в песке и самостоятельно его исследовать, отсюда и пришла тема и цель моей работы по самообразованию : развитие элементарной исследовательской деятельности детей раннего возраста через игры с песком. Чтобы при помощи взрослого открыть детям мир опытов и экспериментов, дать возможность прочувствовать и пережить происходящие события и поощрять их любопытство.
Данная цель определяет следующие задачи:
• формировать представления детей о свойствах песка;
• формировать навыки экспериментирования с песком;
• обогащать тактильный опыт детей;
• активизировать словарь детей новыми словами : «влажный», «сыплется», «струйка» и тд;
• развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;
• воспитывать аккуратность;
• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Ребёнок усваивает знания при условии многократного повторения. Изучение материала проходит от простого к сложному, поскольку мышление ребёнка раннего возраста наглядно-действенное. Играя, он постоянно производит какие-то действия: трогает, ощупывает, нюхает, стучит и прислушивается…. Поэтому работа строилась на основном виде экспериментирования с детьми полутора-трёх лет — элементарный опыт.
Мною было отмечено, что сами опыты и эксперименты с песком, с детьми полутора-трёх лет, должны проводиться после предварительной работы по заданной тематике. Воспитатель читает на досуге сказки и стихотворения, проводит подвижные игры, даёт задания для рисования или лепке таким образом, чтобы тема последующего эксперимента понемногу раскрывалась для ребят, появлялся бы интерес к ней. Например, перед проведением опытов с кинетическим песком педагог обращает внимание детей на его свойства. На досуге читает сказки, проводит занятия по лепке колобков из пластилина и рисованию зернышек для курочки «Рябы» в нестандартной технике ватными палочками и акварелью.
Исследовательский вид опытно-экспериментальной деятельности предполагает решение какой-либо проблемной ситуации. Она строится чаще всего в игровой форме, педагог подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования.
Деятельность младших дошкольников в центре экспериментирования осуществляется под непрерывным контролем воспитателя: он показывает, каким способом лучше исследовать предмет (проверить прочность, сыпучесть, липкость и др.). Педагог показывает, как правильно использовать простые приборы и формы. С этой целью во время игр-экспериментов взрослый задаё т вопросы: «Можно ли лепить песок, ребята? «А кушать его можно?», «Получится руками слепить пирожок из песка? А попробовать такой пирожок хочется?». Педагог организует и руководит играми-экспериментами малышей, предотвращает риск попадания песчинок в дыхательные пути.
Песок - это природный и поэтому очень приятный материал, податливый, способный принимать разнообразные формы.
Действия с сухим песком : просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей.
Действия с влажным песком : лепка руками песочных пирожков, изготовление куличиков при помощи формочек и ведёрок.
Действия с кинетическим песком : скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров.
Элементарные опыты можно проводить с детьми в уголке экспериментирования или во время прогулок. Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка, как в групповом помещении так и на участке.
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок. Нужно показать ребенку, как можно интересно играть с воронкой и ситом. Для утрамбовывания песка подойдут лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки. Для обыгрывания построек пригодятся маленькие игрушки, а так же природный материал. Тогда малыш будет выдумывать, фантазировать, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Один из современных видов песка – кинетический («живой», «космический») для детского творчества, очень приятный и необычный песок. Самое интересное – это, его свойства. Они не совсем такие как у обычного песка. Он очень интересно себя ведет. Если его примять - становится плотным, при нажатии на него - распадется. Удивительно то, что этот песок никогда не высыхает. Он также не прилипает к детским ладошкам, поэтому дети охотно с ним взаимодействуют. Фигурки, которые вылеплены из этого песка прекрасно сохраняют свою форму. Одним словом, на вид это обычный песок, но свойства его совсем другие.
Трогая руками песчинки малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка. Он обладает свойством пропускать воду, а экспериментируя с этими веществами, дети не только формируют знания об их свойствах, но и совершенствуют сенсорное восприятие, восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с песком успокаивают, устраняют симптомы переутомления, снимают напряжение мышц).
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает любознательность и стремление к получению знаний. Проводя опыты с доступными предметами и материалами, воспитанники развивают мелкую моторику рук, восприятие различных органов чувств, память. Детское экспериментирование создаёт положительную эмоциональную атмосферу в группе и закладывает в каждом ребёнке черты исследовательского типа мышления.
Вот некоторые варианты игр:
1) Лепим куличики и строим замки из песка;
2) Рисуем на песке;
а) на мокром песке палочкой;
б) на сухом песке пальчиками и ладошкой;
3) Играем в «Кладоискателей» (малыши закрывают глаза, а воспитатель
прячет в песке какой-либо мелкий предмет, это может быть камушек,
ракушка, палочка и т. п.);
4) Рисуем на песке следы животных;
5) Рисуем сухим песком на подносе;
6) На мокром песке хорошо получаются отпечатки, например, их
можно делать с помощью формочек для печенья или пластилина, или просто,
делать отпечатки формочками для песочных куличиков.
Так же мною была разработана дидактическая игра «Чудо огород!». Её цель - развитие интереса к игровой деятельности через использование инновационного материала - кинетического песка и ламинированных карточек с изображением овощей. Она обогащает представления детей о том, что растет в огороде. В игре происходит знакомство с овощами, их формой, цветом, а так же свойствами кинетического песка.
В настоящее время в мире придумано и апробировано очень много игр, опытов и экспериментов для детей с этим природным материалом, они помогли мне в адаптации детей и дальнейшей работе с ними. Малыши научились мне доверять, мы стали ближе и дружнее.
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
2. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей раннего возраста. – М. : 2009г.
3. Тихеева Е. И. Игры и занятия малых детей. Издательство: Учпедгиз, 1938. – 103с.