Ирина Носкова
Организация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Разноцветные ленточки», созданное для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных умений и навыков. Для работы с дидактическим пособием подобраны игры, выстроенные от простых к более сложным. Новизна данного пособия заключается в возможности применения большого разнообразия дидактических игр в новых условиях и нестандартном формате.
Публикация «Организация работы „Разноцветные ленточки“ с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
На фото: дидактическая игра «Вот красная лента, вот жёлтая, вот синяя»
На фото: дидактическая игра «Коврик для курочки»
Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 2 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому важную роль в своей работе я уделяю сенсорному развитию детей.
Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и др. Оно тесно связано с развитием моторной сферы. Сочетание сенсорных и моторных задач, то есть сенсомоторное развитие, является одним из главных условий умственного воспитания и успешного овладения многими видами деятельности.
Наиболее эффективными методами сенсомоторного развития у детей раннего возраста являются дидактические игры. Их использование хорошо помогает восприятию материала и поэтому ребёнок принимает активное участие в познавательном процессе.
Результаты диагностики, проведенной в нашей группе, выявили низкий уровень сенсомоторного развития у большинства детей. Для того, чтобы организовать работу по сенсомоторному развитию, я создала дидактическое пособие "Разноцветные ленточки".
Цель пособия: создание условий для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных умений и навыков с помощью игры.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Совершенствовать координацию движения кистей рук.
3. Способствовать развитию тактильного восприятия.
4. Создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Описание дидактического пособия
Дидактическое пособие "Разноцветные ленточки" представлено в виде пластиковой сетки-коврика и ярких лент четырех основных цветов (жёлтый, красный, синий, зелёный). Для проведения дидактических игр пособие дополняется игрушечными персонажами (Медвежонок, Зайка, Котёнок, Птичка и др., коробкой, стаканчиками основных цветов, жучков основных цветов тех же оттенков, что и ленты, шкатулка с разноцветными бусинами и др.
Знакомство с дидактическим пособием начинается с игры «Вытяни ленты».
Дидактическая игра «Вытяни ленты»
Цель: развивать мелкую моторику рук, развивать действия по подражанию, усидчивость, настойчивость, умение доводить игру до конца.
Руководство: В гости приходит Медвежонок и приносит сетку-коврик с лентами, предлагает поиграть. Медвежонок просит вытянуть ленточки из сетки-коврика. В случае затруднения, педагог с игрушечным персонажем в руках показывает, как это сделать. Ребёнок вытаскивает ленты по одной. Или сразу несколько. Пока сетка-коврик не останется без лент.
Усложнение заданий может происходить в овладении системой цветовых эталонов. Рекомендуют придерживаться следующей последовательности изучения цветов: красный и жёлтый цвет, синий цвет, зелёный цвет. Знакомство с цветовой характеристикой происходит лучше всего, когда цвет познаётся в контрасте с другим цветом. Например, «это красная лента, а это – жёлтая. Это красный стаканчик, а это - синий».
В процессе изучения цветовых оттенков различают несколько этапов. Начиная с полутора лет, можно предлагать задания на различение цветов. А после приступать к изучению их названий.
Дидактическая игра «Покажи такую же»
Цель: развивать мелкую моторику рук, развивать умение различать цвета, находить ленту нужного цвета, развивать мышление, разговорную речь, умение называть цвет ленты.
Руководство: В гости приходит Зайка и приносит сетку-коврик с лентами и коробочку с лентами тех же цветов, что и на сетке-коврике. Просит поиграть с ним. Сначала воспитатель достаёт из коробки ленту красного цвета, показывает её и называет цвет. Потом достаёт ленту жёлтого цвета, показывает её и называет цвет. Потом говорит: «Это красная лента, а это жёлтая лента». Зайка даёт задание найти такую же ленту на сетке-коврике и вытащить её (красную, повторяет цвет ленты. Затем даёт аналогичное задание со второй лентой (жёлтой). Постоянно вовлекая ребёнка в речевую активность.
После того, как ребёнок научится различать красный и жёлтый цвета, подобную игру можно провести с лентами синего и зелёного цвета.
В возрасте до двух лет можно предлагать простые упражнения на сортировку по цветам. На первых порах это должны быть контрастные два-три цвета, например, красный и жёлтый. Предметы при этом должны быть одинаковыми.
Дидактическая игра «Положи ленту в свой стаканчик»
Цель: продолжать развивать сенсомоторные способности детей, умение различать цвета, складывать ленты в стаканчик нужного цвета, развивать память, мышление, речь, эмоциональную отзывчивость.
Руководство: Игра проводится с игрушечным персонажем Котёнком. Воспитатель рассказывает, что Котёнок пришёл в гости в детский сад и просит о помощи. Он играл на столе у бабушки и уронил все стаканчики с ленточками. И теперь не знает, какие ленточки в какой стаканчик положить. Так как бабушка ушла за молоком, она не успела доделать коврик. Котёнок показывает сетку-коврик с лентами. Сначала в игре используют два цвета – красный и жёлтый. После усвоения, в игру добавляется синий и зелёный цвет. Каждое действие проговаривается.
Дидактическая игра «Вот красная лента, вот жёлтая, вот синяя»
Цель: развивать мелкую моторику рук, развивать умение различать цвета, находить ленту нужного цвета, развивать мышление, разговорную речь, умение называть цвет ленты.
Руководство: Перед ребёнком необходимо разложить три ленты красного, жёлтого и синего цветов. На первом этапе педагог показывает ленточки ребенку и говорит: «Вот красная лента, вот жёлтая лента, вот синяя лента». На втором этапе педагог спрашивает ребенка: «Где красная лента на коврике? Покажи красную ленту! Где жёлтая лента на коврике? Покажи жёлтую ленту! Где синяя лента на коврике? Покажи синюю ленту!». Просит ребёнка вытянуть сначала красную ленту, потом жёлтую ленту, потом синюю. На третьем этапе педагог показывает на ленту и спрашивает: «Какой это цвет?» Если ребёнок отвечает неправильно, то не стоит его исправлять, нужно просто еще несколько раз проработать предыдущий этап. В качестве усложнения добавляется лента зелёного цвета.
Дидактическая игра «Жучки»
Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закреплять знание четырёх основных цветов.
Руководство: Педагог говорит, что за жучками охотится Птичка и надо спрятать жучков от Птички, а не то она их съест. «Давайте спрячем жучков на коврике с ленточками. Но, чтобы Птичка их не заметила, положите на красную ленту красного жучка, на жёлтую - жёлтого, на синюю - синего, а на зелёную - зелёного. Молодцы! Всех жучков спрятали!».
Дидактическая игра «Цветные дорожки»
Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закреплять знания четырёх основных цветов, развивать моторику кистей рук.
Руководство: Ребёнку даётся задание вытянуть из сетки-коврика ленты и сделать из них дорожки. Предлагается украсить дорожку бусинами тех же цветов, что и ленты, отыскивая нужные бусины в шкатулке.
Дидактическое пособие "Разноцветные ленточки" многофункционально, поэтому можно придумывать бесчисленное количество вариантов игр (например, предложить вплести одну или несколько ленточек в сетку-коврик – дидактическая игра «Коврик для Курочки» и т. д.). Пособие можно использовать для групповых занятий с детьми, при проведении диагностики обследования детей, в процессе совместной деятельности, индивидуально для закрепления полученных умений и навыков.
Использование дидактического пособия "Разноцветные ленточки" в работе с детьми даёт следующие результаты: усиливается желание детей экспериментировать с оборудованием и играть самостоятельно; у детей развиваются сенсомоторные навыки и умения через игровую деятельность; развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, коммуникативные навыки и умения; совершенствуется предметно – игровая деятельность, что развивает мелкую моторику рук, способствует развитию познания в самостоятельной деятельности детей. Данное пособие позволяет осуществлять личностно-деятельный подход, что отвечает современным требованиям дошкольного образования.