Наталья Кокина
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
▼ Скачать + Заказать документы
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К. Е. Тимирязев
(слайд №2)
Всем хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Публикация «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
(слайд №3)
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
(слайд №4)
Основной целью экспериментирования является развитие свободной творческой личности ребенка.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
(слайд №5)
А так же мы можем решать следующие задачи развития и задачи исследовательской деятельности детей.
(слайд №6)
Я проанализировала работу по познавательной активности детей на занятиях и заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы и делают выводы. Но если занятия переводится в практическую плоскость или игру, то дети быстро справляются с заданием.
В группе существует центр экспериментирования «Почемучки», где хранится оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, а также картотека опытов, литература, рабочие листы, алгоритмы проведения опытов и экспериментов.
(слайд №7)
Сегодня я предлагаю вашему вниманию адаптированную модель по формированию навыков исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на примере одной темы, которая была запланирована в подготовительной группе – «Север».
(слайд №8)
При планировании данной темы были поставлены следующие задачи.
(слайд №9)
Включив в комплексно-тематическое планирование следующие познавательные беседы: «Почему на Севере деревья маленькие?», «Почему у глобуса белая шапка?», «Где снег круглый год?», «Почему на Севере бывает полярная ночь?», «Что такое северное сияние?» и т. д., я поняла, что теоретически объяснить детям это будет тяжело. Я решила помочь ребятам разобраться в данных вопросах с помощью опытов.
Организуя деятельность по экспериментированию, я использовала практическое пособие О. В. Дыбиной «Неизведанное рядом», где представлены занимательные опыты и эксперименты.
«Могут ли растения жить без корней?
Зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (у мха нет корней, влагу растение берет прямо с поверхности)
(слайд №10)
«Какие корни у растений тундры?»
В тундре мерзлота и поэтому корни растут в стороны, параллельно поверхности земли (на примере пророщенных бобов)
(слайд №11)
«Когда в Арктике лето?»
Здесь мы знакомились с годовым движением Земли. Создали свой макет «Солнце – Земля», где зажженная свеча заменила нам Солнце. Проделанный опыт помог ребятам легче разобраться в таком не простом вопросе.
(слайд№12)
«Почему летом в Арктике солнце не заходит?»
Для объяснения использовала макет «Солнце – Земля», в котором можно было увидеть вращение «Земли» как вокруг «Солнца», так и вокруг своей оси.
(слайд №13)
При показе презентации о Севере, ребятам очень запомнилось северное сияние, и у многих возник вопрос, как происходит это необыкновенно красивое явление. Поэтому было принято решение на опыте попробовать разобраться в данном вопросе. В эксперименте были использованы магниты и металлические опилки.
(слайд №14)
Опыты и эксперименты проводились и во время прогулок. Ребята определяли свойства снега, измеряли его глубину, проверяли состояние почвы под снегом, выявляли роль снега в жизни растений. При удачных и неудачных попытках построить снеговика или снежный городок, делали определенные выводы.
(слайд №15)
С помощью экспериментов изучали свойства льда, определяли, может ли он плавать, «запускали» айсберги.
(слайд №16)
Для того чтобы занятия по ознакомлению с животным миром Севера сделать более увлекательными, я решила внести элементы экспериментирования. Ребятам было предложено спасти из ледяного плена животных, фигурки которых я предварительно заморозила в формах. Детям были розданы картографы, где они могли записать свои предположения о том, в какой среде лёд растает быстрее. По завершении опыта ребята проверяли свои предположения и делали точный выводы.
(слайд №17)
С помощью подсолнечного масла мы разбирались, почему в ледяной воде не намокает шерсть животных.
(слайд №18)
Проведенные опыты способствовали развитию у детей мышления, логики, позволили показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству.
Нельзя недооценивать и роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов - книг, энциклопедий, журналов, используется для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, «добывать» нужную информацию.
(слайд №19)
Посещение детской библиотеки так же дает возможность получить новую информацию и ответы на вопросы, которые возникают у детей.
(слайд №20)
Для поддержания и развития интереса у детей к экспериментированию мы в своей работе используем преемственность со школой №454, это экскурсии в школу, с посещением физической лаборатории, где дошкольники сами участвуют в проведении экспериментов и опытов.
(слайд №21)
Завершением темы «Север» было создание научно-исследовательского центра, где дети с охотой играли роль научных сотрудников. Нами было проведено несколько заседаний ученого совета на различные темы «Народы Севера», «Животные Севера», «Северный олень»
В процессе данной деятельности дети получали возможность удовлетворять присущую им любознательность и могли хотя бы ненадолго почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Все, чему дети научились экспериментируя, помогло им провести исследовательскую работу на должном уровне.
(слайд №22)
Наша работа всегда тесно связана с родителями. Для детей очень важно, чтобы его мама и папа поддерживали и помогали ему. Родителей тоже заинтересовала данная тема, и они приняли активное участие в оформлении выставки «Бескрайний Север». В группе появились предметы быта народов Севера, куклы-обереги, музыкальные инструменты и т. д.
(слайд №23)
С помощью родителей были созданы макеты, сделаны необычные поделки.
(слайд№24, №25)
Родителям были предложены маршруты выходного дня, на которые мы тоже получили огромный отклик.
(слайд №26, №27)
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму!»
(слайд№28)
Спасибо за внимание!