МААМ-картинки

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Наталья Кокина
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
▼ Скачать + Заказать документы

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К. Е. Тимирязев

(слайд №2)

Всем хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Публикация «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования,» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

(слайд №3)

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

(слайд №4)

Основной целью экспериментирования является развитие свободной творческой личности ребенка.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

(слайд №5)

А так же мы можем решать следующие задачи развития и задачи исследовательской деятельности детей.

(слайд №6)

Я проанализировала работу по познавательной активности детей на занятиях и заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы и делают выводы. Но если занятия переводится в практическую плоскость или игру, то дети быстро справляются с заданием.

В группе существует центр экспериментирования «Почемучки», где хранится оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, а также картотека опытов, литература, рабочие листы, алгоритмы проведения опытов и экспериментов.

(слайд №7)

Сегодня я предлагаю вашему вниманию адаптированную модель по формированию навыков исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на примере одной темы, которая была запланирована в подготовительной группе – «Север».

(слайд №8)

При планировании данной темы были поставлены следующие задачи.

(слайд №9)

Включив в комплексно-тематическое планирование следующие познавательные беседы: «Почему на Севере деревья маленькие?», «Почему у глобуса белая шапка?», «Где снег круглый год?», «Почему на Севере бывает полярная ночь?», «Что такое северное сияние?» и т. д., я поняла, что теоретически объяснить детям это будет тяжело. Я решила помочь ребятам разобраться в данных вопросах с помощью опытов.

Организуя деятельность по экспериментированию, я использовала практическое пособие О. В. Дыбиной «Неизведанное рядом», где представлены занимательные опыты и эксперименты.

«Могут ли растения жить без корней?

Зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (у мха нет корней, влагу растение берет прямо с поверхности)

(слайд №10)

«Какие корни у растений тундры?»

В тундре мерзлота и поэтому корни растут в стороны, параллельно поверхности земли (на примере пророщенных бобов)

(слайд №11)

«Когда в Арктике лето?»

Здесь мы знакомились с годовым движением Земли. Создали свой макет «Солнце – Земля», где зажженная свеча заменила нам Солнце. Проделанный опыт помог ребятам легче разобраться в таком не простом вопросе.

(слайд№12)

«Почему летом в Арктике солнце не заходит?»

Для объяснения использовала макет «Солнце – Земля», в котором можно было увидеть вращение «Земли» как вокруг «Солнца», так и вокруг своей оси.

(слайд №13)

При показе презентации о Севере, ребятам очень запомнилось северное сияние, и у многих возник вопрос, как происходит это необыкновенно красивое явление. Поэтому было принято решение на опыте попробовать разобраться в данном вопросе. В эксперименте были использованы магниты и металлические опилки.

(слайд №14)

Опыты и эксперименты проводились и во время прогулок. Ребята определяли свойства снега, измеряли его глубину, проверяли состояние почвы под снегом, выявляли роль снега в жизни растений. При удачных и неудачных попытках построить снеговика или снежный городок, делали определенные выводы.

(слайд №15)

С помощью экспериментов изучали свойства льда, определяли, может ли он плавать, «запускали» айсберги.

(слайд №16)

Для того чтобы занятия по ознакомлению с животным миром Севера сделать более увлекательными, я решила внести элементы экспериментирования. Ребятам было предложено спасти из ледяного плена животных, фигурки которых я предварительно заморозила в формах. Детям были розданы картографы, где они могли записать свои предположения о том, в какой среде лёд растает быстрее. По завершении опыта ребята проверяли свои предположения и делали точный выводы.

(слайд №17)

С помощью подсолнечного масла мы разбирались, почему в ледяной воде не намокает шерсть животных.

(слайд №18)

Проведенные опыты способствовали развитию у детей мышления, логики, позволили показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству.

Нельзя недооценивать и роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов - книг, энциклопедий, журналов, используется для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, «добывать» нужную информацию.

(слайд №19)

Посещение детской библиотеки так же дает возможность получить новую информацию и ответы на вопросы, которые возникают у детей.

(слайд №20)

Для поддержания и развития интереса у детей к экспериментированию мы в своей работе используем преемственность со школой №454, это экскурсии в школу, с посещением физической лаборатории, где дошкольники сами участвуют в проведении экспериментов и опытов.

(слайд №21)

Завершением темы «Север» было создание научно-исследовательского центра, где дети с охотой играли роль научных сотрудников. Нами было проведено несколько заседаний ученого совета на различные темы «Народы Севера», «Животные Севера», «Северный олень»

В процессе данной деятельности дети получали возможность удовлетворять присущую им любознательность и могли хотя бы ненадолго почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Все, чему дети научились экспериментируя, помогло им провести исследовательскую работу на должном уровне.

(слайд №22)

Наша работа всегда тесно связана с родителями. Для детей очень важно, чтобы его мама и папа поддерживали и помогали ему. Родителей тоже заинтересовала данная тема, и они приняли активное участие в оформлении выставки «Бескрайний Север». В группе появились предметы быта народов Севера, куклы-обереги, музыкальные инструменты и т. д.

(слайд №23)

С помощью родителей были созданы макеты, сделаны необычные поделки.

(слайд№24, №25)

Родителям были предложены маршруты выходного дня, на которые мы тоже получили огромный отклик.

(слайд №26, №27)

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму!»

(слайд№28)

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в процессе экспериментированияЗанятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в процессе экспериментирования Программные задачи: Закрепить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без цвета, без запаха, без вкуса. Продолжать знакомить с.

Развитие представлений о числе в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста (технология) Развитие представлений о числе в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста. Технология разработана воспитателем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Опубликовано: 2 июня 2015 в 17:59
+149Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кокина (УИ 124073) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 101.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД