надежда пермякова
Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы
В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения : уроки, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа учащихся. Учебная экскурсия является дополнительной действенно-практической формой организации педагогического процесса. Это особая форма совместной деятельности учителя и учащихся по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях (в природу, на предприятие, по историческим местам, в музеи, на выставки и т. п.) в целях образования и воспитания школьников.
Публикация «Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе» размещена в разделах
Встречи с работниками предприятий дают возможность учащимся узнать информацию о рабочих специальностях, о продукции, которую выпускают или о видах работ, которые выполняются. Экскурсия как коллективная форма ознакомления учащихся с интеллектуальной недостаточностью с природой, окружающим социумом требует четкой организации всей их деятельности, определенной последовательностью в подаче материала и разнообразия приемов. Следует помнить, что формирование сознания умственно отсталого школьника менее всего поддаётся коррекции. Ему трудно освоить опыт существования в окружающем мире во всей полноте. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь ребёнку приспособиться к жизни. Л. С. Выготский рекомендовал искать «обходные» пути в решении этого вопроса.
Общение – как определённые вид деятельности, вот на что следует обратить особое внимание, планируя работу по краеведению. Общение – фундамент человеческой жизни, необходимость и потребность людей, способ их существования и жизнедеятельности. Вся человеческая жизнь – определённая система отношений, и каждый должен «вписаться» в неё.
Экскурсия является одной из эффективных организационных форм работы по адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни в обществе и их социализации. Она позволяет проводить наблюдения, изучать явления природы, знакомиться с окружающим миром. Экскурсия создает условия для эстетического развития внутреннего эмоционально мира и формирования нравственных ценностей, стимулирует творческую активность, мышление, способствует формированию основ экологической культуры с позиций личностно-ориентированного подхода. При всех возможных различиях между экскурсиями организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ: определение темы и цели экскурсии, выбор места и объектов для изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с местами, которые предстоит посетить; подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.
Наиболее эффективным и общедоступным способом выступает экскурсия в природу. В программах для детей специальной (коррекционной) школы VIII вида подобные экскурсии составляют обязательную часть учебно-воспитательного процесса. Во время экскурсии школьники получают знания не только о природных явлениях и объектах, у них формируются представления о природе как о едином целом, о взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека. Эти знания детей более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной природой среде, наглядно-практическая деятельность в естественной обстановке служит базой для формирования полноценных природоведческих понятий. Успешность проведения экскурсии определяется следующими условиями:
- учет возрастных и психологических особенностей учащихся;
- взаимосвязь с учебным материалом, соответствие школьной программе;
- реализация краеведческого принципа;
- ориентация на расширение межпредметных связей;
- связь общественной, трудовой и бытовой деятельностями;
- формирование комплексных знаний и представлений о взаимосвязях всех компонентов природы.
Соответствие этим условиям должно четко прослеживаться на всех этапах экскурсионной деятельности. Готовясь к экскурсии, важно помнить, что ее организация и проведение требует от педагога больших усилий. Необходимо постоянно заботиться об одновременном развитии и совершенствовании речи и мышления детей, обогащении их социального опыта; иметь в виду сложности концентрации их внимания. Экскурсии обеспечивают закрепление знаний, полученных на уроке, прямое общение детей с природой родного края, трудом людей, работой предприятий, активную деятельность. Педагог имеет возможность показать ученикам предметы и явления природы, окружающего социума в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных изменениях, о труде человека. Он вводит детей в жизнь окружающей природы, учит их подмечать и запоминать ее особенности. Экскурсии доставляют особенным учащимся большую радость, оставляя положительный незабываемый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывается любовь к родному краю, Родине. В зависимости от цели и содержания экскурсии бывают разных видов. Тематика экскурсий определяется средой обитания живых организмов в конкретном, относительно четко ограниченном районе. Природоведческие экскурсии, такие как «Зелёный друг», «Золотая осень», «Лесная поляна», «Прилёт птиц», «Зимняя небылица» и многие другие, знакомят школьников с многообразием окружающей природы. Педагоги приучают детей бережно относиться к её богатствам. Встречи с природой обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире, учат ребят ориентироваться на местности, способствуют формированию навыков самостоятельного изучения окружающего мира. Во время походов в лес необходимо учить ребят правилам поведения в экстремальных ситуациях (заблудился, поранил ногу, началась гроза, случился пожар, закрепляя знания, полученные на уроках. Непосредственно перед экскурсией проводится инструктаж по технике безопасности. Таким образом, дети с отклонениями в развитии лучше усваивают теоретические знания и овладевают практическими навыками самосохранения. Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у школьников навыки для восприятия жизни природы, что намного обогащает их интеллектуальное развитие. У детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности.