Приложение МААМ

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе

надежда пермякова
Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы

В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения : уроки, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа учащихся. Учебная экскурсия является дополнительной действенно-практической формой организации педагогического процесса. Это особая форма совместной деятельности учителя и учащихся по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях (в природу, на предприятие, по историческим местам, в музеи, на выставки и т. п.) в целях образования и воспитания школьников.

Публикация «Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе» размещена в разделах

Встречи с работниками предприятий дают возможность учащимся узнать информацию о рабочих специальностях, о продукции, которую выпускают или о видах работ, которые выполняются. Экскурсия как коллективная форма ознакомления учащихся с интеллектуальной недостаточностью с природой, окружающим социумом требует четкой организации всей их деятельности, определенной последовательностью в подаче материала и разнообразия приемов. Следует помнить, что формирование сознания умственно отсталого школьника менее всего поддаётся коррекции. Ему трудно освоить опыт существования в окружающем мире во всей полноте. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь ребёнку приспособиться к жизни. Л. С. Выготский рекомендовал искать «обходные» пути в решении этого вопроса.

Общение – как определённые вид деятельности, вот на что следует обратить особое внимание, планируя работу по краеведению. Общение – фундамент человеческой жизни, необходимость и потребность людей, способ их существования и жизнедеятельности. Вся человеческая жизнь – определённая система отношений, и каждый должен «вписаться» в неё.

Экскурсия является одной из эффективных организационных форм работы по адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни в обществе и их социализации. Она позволяет проводить наблюдения, изучать явления природы, знакомиться с окружающим миром. Экскурсия создает условия для эстетического развития внутреннего эмоционально мира и формирования нравственных ценностей, стимулирует творческую активность, мышление, способствует формированию основ экологической культуры с позиций личностно-ориентированного подхода. При всех возможных различиях между экскурсиями организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ: определение темы и цели экскурсии, выбор места и объектов для изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с местами, которые предстоит посетить; подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.

Наиболее эффективным и общедоступным способом выступает экскурсия в природу. В программах для детей специальной (коррекционной) школы VIII вида подобные экскурсии составляют обязательную часть учебно-воспитательного процесса. Во время экскурсии школьники получают знания не только о природных явлениях и объектах, у них формируются представления о природе как о едином целом, о взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека. Эти знания детей более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной природой среде, наглядно-практическая деятельность в естественной обстановке служит базой для формирования полноценных природоведческих понятий. Успешность проведения экскурсии определяется следующими условиями:

- учет возрастных и психологических особенностей учащихся;

- взаимосвязь с учебным материалом, соответствие школьной программе;

- реализация краеведческого принципа;

- ориентация на расширение межпредметных связей;

- связь общественной, трудовой и бытовой деятельностями;

- формирование комплексных знаний и представлений о взаимосвязях всех компонентов природы.

Соответствие этим условиям должно четко прослеживаться на всех этапах экскурсионной деятельности. Готовясь к экскурсии, важно помнить, что ее организация и проведение требует от педагога больших усилий. Необходимо постоянно заботиться об одновременном развитии и совершенствовании речи и мышления детей, обогащении их социального опыта; иметь в виду сложности концентрации их внимания. Экскурсии обеспечивают закрепление знаний, полученных на уроке, прямое общение детей с природой родного края, трудом людей, работой предприятий, активную деятельность. Педагог имеет возможность показать ученикам предметы и явления природы, окружающего социума в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных изменениях, о труде человека. Он вводит детей в жизнь окружающей природы, учит их подмечать и запоминать ее особенности. Экскурсии доставляют особенным учащимся большую радость, оставляя положительный незабываемый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывается любовь к родному краю, Родине. В зависимости от цели и содержания экскурсии бывают разных видов. Тематика экскурсий определяется средой обитания живых организмов в конкретном, относительно четко ограниченном районе. Природоведческие экскурсии, такие как «Зелёный друг», «Золотая осень», «Лесная поляна», «Прилёт птиц», «Зимняя небылица» и многие другие, знакомят школьников с многообразием окружающей природы. Педагоги приучают детей бережно относиться к её богатствам. Встречи с природой обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире, учат ребят ориентироваться на местности, способствуют формированию навыков самостоятельного изучения окружающего мира. Во время походов в лес необходимо учить ребят правилам поведения в экстремальных ситуациях (заблудился, поранил ногу, началась гроза, случился пожар, закрепляя знания, полученные на уроках. Непосредственно перед экскурсией проводится инструктаж по технике безопасности. Таким образом, дети с отклонениями в развитии лучше усваивают теоретические знания и овладевают практическими навыками самосохранения. Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у школьников навыки для восприятия жизни природы, что намного обогащает их интеллектуальное развитие. У детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности.

Публикации по теме:

Проектный метод как форма организации единого образовательного пространства Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, — это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Конспект урока «Растительный мир Австралии» (восьмой класс специальной коррекционной школе VIII вида) Тип урока Урок сообщения новых знаний Задачи: Образовательные -восстановить в памяти учащихся природные зоны Австралии; -познакомить с.

Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

План-схема организации образовательного процесса на неделю «День народного единства» План-схема организации образовательного процесса на неделю Тема недели: «День народного единства» Цель: Формирование первичных ценностных.

Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС до Знакомясь с публикациями авторов и разработчиков Стандартов, мы не раз находили материалы, касающиеся моделей организации образовательного.

Консультация «Реализация современных требований к обновлению содержания и организации образовательного процесса в ДОУ» В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся образовательный процесс.

Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Дошкольному образованию на современном этапе предстоит решить сложную.

Создание условий для организации образовательного процесса в группе 2 слайд Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением 17 октября.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе
Опубликовано: 20 января 2016 в 16:34
+357Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе» (включая файлы) размещена пользователем надежда пермякова (УИ 72067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 174.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД