Ирина Потапова
Консультация «Реализация современных требований к обновлению содержания и организации образовательного процесса в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент программы не соответствуют федеральным государственным требованиям, которые направлены, прежде всего, на перестроение всего образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника.
Публикация «Консультация „Реализация современных требований к обновлению содержания и организации образовательного процесса в ДОУ“» размещена в разделах
Наше дошкольное учреждение ранее работало по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. В настоящий момент в ДОУ создана творческая группа по разработке образовательной программы
В образовательном процессе в настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные способности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. При разработке образовательной программы творческая группа основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л. С. Выгодского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Педагоги группы с нарушением речи уделяют пристальное внимание на:
• ознакомление с возрастными особенностями детей;
• ознакомление с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
• ознакомление с результатами обследования учителя - логопеда.
Воспитатель самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию данных качеств решаются интегративно.
В нашем детском саду с ведением ФГОС в слово «занятие» вкладывается иной смысл - занятие как занимательное дело.
Опираясь на интеграцию образовательных областей, воспитатели, учитель - логопед, музыкальный руководитель разрабатывают комплексно-тематическое планирование на год.
I этап – определение тем.
Лексические темы по плану учителя - логопеда.
II этап – каждый педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы.
III этап – на основании комплексно-тематического планирования в течение года педагогами разрабатывается календарное планирование. Необходимо учитывать использование данных тем при построении всего образовательного процесса.
При проведении организованной образовательной деятельности необходимо обратить внимание на формы ее проведения. Развивающее обучение определяет использование бесед, экспериментов, проектной деятельности и направлено на нахождение ответа ребенком самостоятельно. Педагог заинтересовывает ребенка, привлекает его внимание, подводит его к нахождению правильного ответа самостоятельно.
Особое внимание уделяется чтение художественной литературы с целью коррекции развития связной речи детей.
Большое внимание в новых условиях работы уделяем организации прогулки. В рамках новых требования тематика прогулки соответствует лексической теме. Во время прогулки воспитатель проводит коррекционную работу с детьми, закрепляет лексико-грамматический материал, усвоенный ранее. Также включает в прогулку наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т. д. На прогулке уделяется большее внимание развитию мелкой моторики. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж. Очень полезно для детей с нарушением развития речи игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с замкнутыми детьми, нормализует поведение гиперактивных детей. Таким образом, прогулка становится неотъемлемой частью коррекционного образовательного процесса.
На развитие ребенка дошкольного возраста так же большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Предметно-развивающая среда группы позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. В ней дети реализуют свои способности. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Его оформление привлекательно для детей и вызывает у них стремление к самостоятельной деятельности.
Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создает у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Коррекционная работа в группах для детей с ФФНР строится на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Все педагоги, работающие на группе для детей с нарушениями речи, работают в контакте с учителем - логопедом, имеют общий план работы и действий. Мною разрабатывает план коррекционной работы индивидуально с каждым ребенком и для всей группы. Для коррекционных групп введение федеральных государственных требований привносит только положительный результат. Нами и ранее использовалось комплексно-тематическое планирование и интеграция занятий. Но это носило лишь временный характер. А теперь они могут возможности интеграции расширяются.
В нашей группе занимаются дети как с фонетико-фонематическим недоразвитием, так и дети с общим недоразвитием речи III уровня со стертой дизартрией. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Успешно помогает справиться с проблемами в развитии детей логопедическая ритмика, которая является своеобразной терапией, основанной на использовании связи слова, музыки и движения. При проведении логоритмики выделяем два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
• Развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
• Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды лоритмических игр и упражнений предлагаем детям, в сочетании с какой - либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, но чаще стихотворное сопровождение.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обратную связь.
Совместная работа логопедов с родителями в нашем детском саду является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней, оформление стендов и уголков в помощь родителям, консультации, беседы, обучение родителей игровым занятиям и др. На ряду с традиционными формами работы с родителями мы используем и такие формы как выпуск газеты ДОУ, в которой имеется уголок учителя –логопеда, использование ИКТ. Сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.
В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми формируется коррекционно-развивающая направленность в работе всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и родителей, учитываются индивидуально-психофизических особенности детей.
Полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.