Папки-передвижки

Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО

Надежда Никитина
Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомясь с публикациями авторов и разработчиков Стандартов, мы не раз находили материалы, касающиеся моделей организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Нам хорошо знакомы три из них.

Первая модель – учебная. Организация образовательного процесса в ДОУ строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме.

Публикация «Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

Вторая модель - комплексно-тематическая. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности, «проживание» ее ребенком, подталкивает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Третья модель - предметно-средовая. Это такая модель, когда содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый является организатором предметной среды, подбирает автодидактический и развивающий материалы, провоцирует поиск и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Так на какую же модель организации образовательного процесса нам нужно ориентироваться? При конструировании своей, оптимальной модели образовательного процесса возможно использование положительных сторон второй и третьей модели,в которых обозначена партнёрская ненавязчивая позиция воспитателя, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Именно такие позиции и отвечают сегодня стандартизации дошкольного образования и нашим педагогам более близки.

Принимая такую оптимальную модель образовательного процесса в переходный период введения ФГОС ДО, у педагогов детских садов возникает ряд закономерных вопросов: «Изменится ли собственно образовательный процесс?», «Чем отличаются занятия от непосредственно образовательной деятельности?»

Отвечая на первый вопрос, можно привести в пример знакомое ранее утверждение: «Учитель - учит, а воспитатель – воспитывает», которое говорит о нецелесообразности разделения этих двух процессов. Сегодня же они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сегодня он должен быть целостным!

Сегодня педагог, в целостном образовательном процессе обязан обеспечить каждому ребенку возможность удовлетворять потребности и развивать способности, сохранять свою индивидуальность и самореализовываться в различных видах детской деятельности.

Сегодня самое главное понять, что изменяются подходы к организации образовательного процесса. Сегодня наши педагоги должны простроить целостный образовательный процесс таким образом, чтобы:

•уйти от жестко регламентированного обучения школьного типа

•обеспечить взаимосвязь непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью ребенка, со всеми видами детской деятельности

•использовать цикличность и проектный характер содержания образования

•использовать такие методы и приемы, включающие элементы проблемности, задачи открытого типа, имеющих разные варианты решений которые бы обеспечивали развитие мышления и воображения детей, включали их в поисковую познавательную деятельность

•обеспечить возможность ориентироваться на партнера-сверстника

•создавать такую развивающую предметную среду, чтобы она могла моделировать и инициировать содержание детской деятельности

• создать условия для формирования детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Вместе с тем, целостный образовательный процесс должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Чем же отличаются занятия от непосредственно образовательной деятельности? Главное отличие, прежде всего, заключается в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции взрослого по отношению к детям. А главная особенность организации образовательной деятельности: уход от учебной деятельности, то есть занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс информационно коммуникативных технологий, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» должны приобрести форму специально организованных видов детской деятельности, в которых дети будут активны, научаться общаться, приобретут опыт взаимодействия в окружающем мире, будут успешными. Но это ни в коем случае не исключает процесс обучения. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В «старом» обучении занятие являлось основной формой работы с детьми. В «новом» обучении основной формой работы с детьми являются различные виды детской деятельности.

Второе различие заключается в том, что раньше образовательный процесс был регламентирован. Главное для взрослого было – двигаться по заранее намеченному конспекту, плану, программе. Сейчас же образовательный процесс предполагает внесение изменений и корректив с учетом потребностей и интересов детей.

Следующее различие заключается в модели организации образовательного процесса. А именно переход от учебной модели к совместной деятельности взрослого и ребенка. Следовательно, от учебной деятельности, цель которой –ЗУНы детей к детским видам деятельности, цель которых - подлинная активность детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

Далее, отличительным компонентом является сам ребенок, которым всегда управлял и руководил взрослый, таким образом, ребенок являлся объектом. В «новом» же обучении ребенок и взрослый являются равными по значимости. И каждый в равной степени ценен. Ребенок и взрослый – становятся субъектами взаимодействия.

Прежде, в «старом» обучении активность взрослого была выше, чем активность ребенка. В «новом» обучении - активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.

Ранее все дети обязательно должны были присутствовать на занятии. Сейчас же допускаются, так называемые, свободные «вход» и «выход» детей.

Следующее отличие состоит в том, что педагогами применялись в основном, так называемые, прямые методы обучения, т. е., новый материал предлагался небольшими «порциями», периодически проверялось его усвоение, повторно объяснялись сложные моменты. Характерной чертой «нового» обучения является применение в основном опосредованных методов обучения. Сущность его в том, что педагог изучает уровень обученности и воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам - научи другого».

И еще одно, немаловажное отличие в процессах обучения: это постановка мотивов обучения на занятии. Помните, в «старом» обучении они были внешними и, как правило, не связанными с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживал» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагоги зачастую «украшали» занятие наглядностью, игровыми приемами, введением персонажей, для того, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму.

На современном этапе «новое» обучение призвано создавать внутреннюю мотивацию. Это означает, что мотивы обучения через организацию детских видов деятельности связаны, в первую очередь, с интересом детей к этим видам деятельности, к тому, что ребенок создает, тому, где ребенок действует самостоятельно или совместно с взрослыми или сверстниками.

Мне бы очень хотелось, чтобы в условиях перехода на Стандарт, наши педагоги при организации непосредственно образовательной деятельности руководствовались девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». А чтобы это именно так и проходило, уместно воспользоваться характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, представленными Н. А. Коротковой.

На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.

Воспитатель исподволь задает развивающее содержание, способы деятельности, предлагает свою идею или свой результат для детской критики, проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников, усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

При соблюдении некоторых правил организации целостного образовательного процесса, представленных на слайде, общий успех – обеспечен.

Правило первое. Уметь договориться на берегу!

Что это значит? Педагог с ребенком договаривается о его желании участвовать в совместной деятельности. И, если ребенок эмоционально настроен на предлагаемое дело, учтены его интересы и правильно подобрано содержание, проблем присоединения к совместной деятельности просто не возникает!

Правило второе. Создать мотивацию!

Непосредственная мотивация обусловлена потребностью ребенка в новых впечатлениях, что является движущей силой его развития. Интерес на предстоящую деятельность подкрепляется логичностью определенного вида деятельности в определенный временной период.

Правило третье. Уметь организовать рабочее пространство!

Очень важно продумать и рационально расположить оборудование и размещение всех участников образовательного процесса. Создать удобство и комфорт каждому, условия свободного перемещения по группе.

Правило четвёртое. Предоставить возможность выбора! Выбора во всем: в средствах, в способах, объемах работы и формах деятельности.

Правило пятое. Не торопить и не подгонять! Дать возможность в своем темпе завершить дело. Осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

В заключении, хочется подчеркнуть: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра - учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды детской деятельности.

Наполним жизнь ребенка интересным содержанием, ведь это в наших силах!

Публикации по теме:

Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Диагностические.

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей - обязательной части и части,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО
Опубликовано: 13 июня 2015 в 19:35
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Никитина (УИ 5118) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД