Ольга Березина
Экологический проект в старшей группе «От семечка — к дереву»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 2 «Колосок»
Экологический проект
в старшей группе
«От семечка - к дереву»
воспитатели Березина О. Н. ,
Яровикова Е. В.
май 2019 г.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (октябрь, апрель – май).
Участники проекта : воспитатели и дети старшей группы, родители детей.
Актуальность.
Публикация «Экологический проект в старшей группе „От семечка — к дереву“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста, средство образования в сознании детей реалистических знаний об окружающем, основанных на чувственном опыте. Сколько открытий делают дети в процессе наблюдений за природными объектами и явлениями! С дошкольного возраста закладывается и формируется позитивное отношение к природе, экологически целесообразное поведение в ней.
Описание проекта. Летом дети обращали внимание на семена клёнов, растущих на территории детского сада. На прогулках они любовались летящими крылатками клена. Исследовав территорию детского сада, мы обнаружили, что нет ни одной ели. С помощью родителей собрали еловые шишки с семенами. Возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы вырастить дерево (клён, ель) из семечка сами?»
Цель проекта : вовлечение детей старшего дошкольного возраста в практическую деятельность по выращиванию деревьев (клёна, ели) из семян в условиях детского сада.
Задачи проекта :
- создать условия для совместного экспериментирования;
- формировать у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательские способности в процессе выращивания в условиях детского сада;
- уточнить и расширить представления дошкольников о развитии, строении, функциях частей дерева (корень, ствол, крона);
- конкретизировать представления детей об условиях роста сеянцев, уходе за ними;
- способствовать развитию трудовых умений и навыков по посадке, выращиванию и уходу за всходами сеянцев клёна, ели;
- воспитывать осознанно бережное отношение к уникальному миру природы, к деревьям;
- вовлечь родителей в совместную деятельность.
Этапы проекта
1. Подготовительный: октябрь 2018 г.
Сформулировать проблему проекта.
Определить цель и задачи проекта.
Подобрать литературу и дидактический материал для работы над проектом.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о деревьях.
Познакомить родителей с проектом, его целью и содержанием.
Изучение справочной литературы.
Подбор детской художественной литературы, мультипликационных и обучающих видеофильмов.
Подбор дидактических и развивающих пособий, дидактических, словесных, подвижных игр по теме.
2. Практический
Сбор семян клёна, ели - октябрь 2018 года (помощь родителей)
Посадка семян клёна и ели в контейнеры – апрель - май 2019г.
Уход и наблюдения за всходами, фиксирование результатов исследования - апрель - май 2019г.
Посадка саженцев деревьев на территории детского сада - май 2019г.
Вид деятельности
Формы организации детской деятельности
Игровая
деятельность Дидакт. игры: «Растения», «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды дереву», «Определи на ощупь», «Что лишнее и почему?».
Настольные игры: «Как зовут тебя, дерево», «Почемучка-1» (от семечка до дерева, «Экологический светофор».
Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи точно по линиям».
Коммуникативная
деятельность Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево».
Беседы «Правила поведения в парке, лесу», «Лесные правила» (природоохранное поведение).
Беседа с просмотром презентации на тему «Труд людей весной».
Составление рассказов о деревьях с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).
Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».
Просмотр презентации «Будь природе другом», викторина «Как люди охраняют природу»
Познавательно-
исследовательская
деятельность
Рассматривание коллекции семян.
Беседа «Для чего нужны семена?», «Нужны ли растения в природе?».
Рассматривание альбома «Деревья».
НОД «Дерево - дом и столовая для животных».
Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом ели и клёна.
Наблюдение за ветками берёзы, тополя, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).
Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»
Исследовательская деятельность
«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем посёлке?» (совместно с родителями); «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста, «Где спрятались семена?».
Просмотр развивающего видео для детей «Что такое дерево», «Лечим дерево».
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», Н. Миркграф «Дерево», В. Берестов «Где было пустое место…».
Сказка «Мечта дерева» («Тайны леса»).
Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев»; Н. Сладков «Волосатое дерево».
Просмотр мультфильма «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).
Самообслуживание
и элементарный
бытовой труд Посадка семян ели и клёна дома и в детском саду.
Поручение «Полив росточков».
Изобразительная
деятельность Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Клён», «Ели».
Рисование пластилином «Весеннее дерево»
Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.
Раскрашивание деревьев.
Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево».
Оформление гербария «Деревья» (совместно с родителями)
Музыкальная
деятельность Слушание:
Русские народные песни «Во поле береза стояла».
«В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана.
Двигательная
деятельность Физкультминутки: «Дерево», «Выросли деревья в поле».
Пальчиковая гимнастика «Елка».
П/ игры: «Если бы я был деревом…», «Раз, два, три - к дереву беги», «Как семечко выросло».
3. Оценочно-рефлексивный.
Обобщение результатов работы, анализ деятельности, формулирование выводов - июнь 2019г.
4. Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- знакомство со способом размножения деревьев семенами;
- активизация познавательного интереса детей к жизнедеятельности деревьев, к их красоте и пользе;
- конкретизация представлений детей об условиях роста сеянцев деревьев, уходе за ними;
- приобретение детьми исследовательских навыков, умение прогнозировать результаты эксперимента;
- у детей и взрослых повышение уровня экологической культуры, экологического самосознания, появление желания вырастить и посадить новые деревья на территории детского сада.
Продукт проекта.
Выращенные клён и ель для посадки на территории детского сада.
Заполненный лист наблюдений за ростом клёна и ели.
Итоговое мероприятие
Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.
Управление и обеспечение проекта
Ресурсное обеспечение
Методическая литература:
- Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.
- Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.
Методический материал, имеющийся в детском саду
- Набор карточек «Деревья».
- Дидактический материал «Почемучка-1».
- Демонстрационный материал «Уроки экологии».
- Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».
- Схема для описательного рассказа о деревьях.
- Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из семечка вырос клён».
Критерии и показатели эффективности проекта :
- Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.
- Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.
- Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.
- Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
Предполагаемые результаты
Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания : выращивая деревца, дети и взрослые участвуют в приумножении природного богатства, у них появится желание вырастить и посадить новые деревья.
У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект может быть практически применим и может использоваться в работе другими педагогами.
При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование жизни одного дерева, выращивание рассады других растений.