Галина Воротникова
Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые».
Тип проекта: Познавательный.
Вид проекта: групповой (коллективный).
Длительность: краткосрочный (с 14.05.18 г по 31.05.18г.)
Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы «Почемучки», родители.
Место проекта: МАДОУ «Детский сад №20 «Дюймовочка» .
Публикация «Экологический проект для детей старшей группы „Эти удивительные насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Ответственная за проведение проекта: Воротникова Г. М.
Проблема: Как детям узнать насекомых?
Дети зачастую не замечают мелких представителей животного мира – насекомых. Насекомым либо вообще не уделяется внимания, либо ничтожно мало, хаотично и чаще всего в негативном свете – кусаются, наносят вред.
Замысел:
Пригласить детей в «Мир насекомых». В этом «мире» с помощью игр, наблюдений, чтения художественной литературы, различных заданий познакомить детей с этими удивительными насекомыми
Реализация.
1. Подготовительный этап.
Подбор художественной и научно – популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением различных насекомых; изготовление настольно – печатных и дидактических игр по теме «Насекомые»; составление примерного плана всех мероприятий «Эти удивительные насекомые»
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
Воспитание бережного отношения к природе.
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Развивать коммуникативные навыки.
Планируемый результат:
Для детей:
Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия, овладеют обобщающим понятием «насекомые»
Для педагогов:
Пополнение, накопление материала по теме «Насекомые», вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Для родителей:
Освоение некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании, объективная оценка возможностей своего ребёнка и умение сотрудничать с ним, как с равноправным партнёром
Методы и формы работы:
- наблюдения
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- настольные игры
- подвижные игры
- пальчиковые игры
- дидактические игры
- заучивание стихотворений, пословиц.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный (организационный) этап
Определение темы проекта; Формулировка цели и определение задач; Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями. Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п. ; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т. п.). Составление плана основного этапа проекта.
2. Основной этап.
Социально-коммуникативное развитие: Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Опасные насекомые», «Что делать, если тебя укусила пчела» - правила безопасности рядом с пчёлами. «Как уберечься от опасных насекомых», «Правила поведения на природе: в лесу, в поле, на лугу»; Составление рассказов о насекомых. С/Р игра «Муравьишкина семья». Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»; Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».Инсценировка сказки Сутеева В. Г. «Под грибом»; игра - драматизация по сказке «Муха - цокотуха».
Познавательное развитие: Беседы: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края", «Полезные и вредные насекомые» «Где живут насекомые», «Насекомые», «Какую пользу приносят насекомые» «Как они живут?», «От чего зависит окраска насекомого?», «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная, «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?». Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»; «Чья тень»; «Чей домик», игры – лабиринты; «Четвёртый лишний», «Собери насекомое из частей», «Сложи насекомое». Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Последовательность событий», «Строение и развитие насекомых»; Наблюдение за насекомыми на участке детского сада; Просмотр и обсуждение м/Ф «Муха – Цокотуха», Пчёлка Майя», «Лунтик», Конструирование (оригами «Бабочка», ФЦКМ «Кто такие насекомые», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Таинственный мир насекомых», «Насекомые»; Конструирование книжек – малышек, конструирование «Стрекоза на лугу», «Яблочко с червячком», «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница», Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий. Викторина «Что мы знаем о насекомых».
Речевое развитие: Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию», «Подбери признак», «Кто как жужжит», «Кто что делает?»,Д/упр. «За комаром», Составление описательных рассказов о насекомых, ООД по развитию речи «Насекомые»,Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых; Чтение произведений: -К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
Художественно-эстетическое развитие: ООД по рисованию «Бабочка», «Красный в точечку жучок, спасёт от тли», «Планета насекомых. Бабочки»; ООД по лепке ««Божьи коровки на ромашке», ООД по аппликации «Насекомые на лесной полянке!», «Бабочки на лугу», Рисование по трафарету; раскрашивание раскрасок. Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового, Д. Жученко «Две гусеницы разговаривают»; Оформление книжек – малышек, оформление альбома «Эти удивительные насекомые», Пение песен и частушек о насекомых; муз. игра «Хоровод насекомых».
Физическое развитие: Пальчиковые игры «Пчелки», «Осы», «Я
весёлый майский жук», «Насекомые», «Улитка», «Надоедливые мухи»; Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»; «Перелёт пчёл»,»Поймай комара», «Ласточка и мошки», «Сороконожка», «Божьи коровки и ветер»», «Раз, два, три мотылька лови», «Ловишки- муравьишки», Артикуляционная гимнастика «Оса»; «Хоботок», Игра – перевоплощение «Если бы ты был бабочкой», «Пчела защищает вынужденно», Физкультминутка «Сороконожка»; «Кузнечики», Стихи с движениями «Трудолюбивая пчёлка»
Работа с родителями
Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
Проведение консультации по темам:
«Что читать детям о насекомых»;
«Первая помощь при укусах насекомых;
Совместное творчество родителей и детей: изготовление альбома «Эти забавные насекомые»;
Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок;
Оформление папки – передвижки «Насекомые».
3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности
Продукт проектной деятельности:
- Мультимедийная презентация.
- Альбом «Удивительный мир насекомых».
- Итоговое мероприятие – Викторина «Что мы знаем о насекомых»
Выводы по проекту: В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.
По итогам работы было отмечено:
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.