Елена Ковригина
Экологический проект для детей старшей группы «Волшебные семена»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : познавательно-исследовательский
Цель: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.
Задачи:
1. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи живой и неживой природы, о бережном и заботливом отношении к ней.
Публикация «Экологический проект для детей старшей группы „Волшебные семена“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
2. Создать условия для формирования способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширения перспектив развития поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
3. Расширять познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств; развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы; ориентироваться в информационном пространстве; применять полученные знания в изменяющихся условиях; способствовать овладению трудовыми навыками.
4. Способствовать развитию связной, диалогической речи; совершенствовать умение сочинять рассказы, сказки, отгадывать загадки; использовать в речи произведения устного народного творчества.
5. Довести до сознания детей необходимость вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье, употреблять витамины, лекарственные растения; совершенствовать умение соотносить движения с текстом; развивать мелкую моторику рук.
6. Поощрять у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Подготовительный этап:
- Сбор иллюстрации, материала и литературы по теме проекта;
- подготовка наборов семян для изучения, для посадки, ящики с грунтом;
- разработка непосредственно-образовательной деятельности «Мы изучаем семена» с использованием мультимедийной презентации: «Разные семена»;
-собрать картотеку дидактических игр;
-подобраnm загадки, стихи, произведения устного народного творчества, познавательную и художественную литературу; материалы для бесед;
-подготовить мультимедийные презентации: «Как прорастает семя» (для экспериментальной деятельности, «Вырастим горох» (для беседы, собрать материал для пособия «Волшебные семена».
Дети самостоятельно выявили проблему и определили цель своего проекта : как появляются растения, которые содержат витамины.
Мы использовали модель трех вопросов:
— что знаем об этих растениях? (выращивают на огороде, очень полезные, содержат много витаминов, употребляют в пищу, чтобы не болеть, их можно добавлять в салаты, первые и вторые блюда, зелень очень вкусная и сочная).
— что хотим узнать? (откуда берутся растения, последовательность их развития, как правильно выращивать зеленные растения, как ухаживать за ними, что необходимо для их полноценного роста, чем отличаются растения, что у них общего).
— как узнать? (дети обращаются за помощью к воспитателям, родителям, бабушкам и дедушкам; находят информацию в энциклопедиях, книгах, детских телепередачах; используют в исследованиях, экспериментах - лупы, дневник наблюдений, пинцеты, линейки).
Основной этап
Проведение экспериментальной деятельности по проращиванию и выращиванию семян гороха, лука, фасоли, огурцов, тыквы.
Во время образовательной деятельности: «Мы изучаем семена» дети узнавали, сравнивали, описывали семена различных растений по мнемосхеме, одновременно с исследовательской деятельностью у детей развивалась связная, диалогическая речь, обогащался словарный запас. Работа в нашей лаборатории очень увлекла ребят, им понравилось пользоваться лупами, пинцетами, пузырьками; рассматривать семена растений (фасоль, гороха, тыквы, томата, огурца, петрушки, укропа,
Особенно заинтересовали детей дидактические игры, которые проводились на протяжении всего проекта.
Дидактическая игра: «Где посажены семена?» помогла детям соотнести растения по месту их выращивания. Детям были представлены схематичные изображения цветника, огорода, сада и поля, к которым нужно было подобрать необходимые карточки цветов, овощей, фруктов, злаков. Дети уверенно справились с поставленной задачей.
В дидактической игре: «Отгадай!» ребята называли характерные признаки овощей, фруктов, место их произрастания, пользу. После рассказа дети сообща заполнили две корзины: одну- овощами, другую- фруктами.
В ходе проекта мы изготовили поделки на тему: «Красивый узор из семян…». У нас получились необычные поделки украшенные семенами растений : фасоли и гороха.
В результате проведения этих работ дети поняли, что семена могут не только прорастать и, постепенно развиваясь, превращаться в растения, но и использоваться как декоративное украшение в художественном творчестве.
С родителями
Дома вместе с родителями, дети рассматривали растение, его семена, изучали энциклопедию, а в детском саду, используя полученные знания, самостоятельно рассказывали об изображенном растении. Таким образом, дети познакомились с этапами развития выбранного растения, его характерными особенностями, используя знания, полученные от родителей.
Заключительный этап:
- изготовление пособия: «Волшебные семена» и высадка семян в грунт.
Предложенный проект предоставил детям возможность дальнейшего самостоятельного познания окружающего мира.
Итог проекта
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за посадками, применяя полученные умения и навыки. В мини-огороде на окне появился не только горох, но и лук, тыква, огурцы.
Ребята с радостью участвовали в создании коллекции семян, в изготовлении творческих работ, привлекали к данной деятельности родителей (сочинение стихов, подбор загадок, книг, изготовление поделок из семян). У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано.