Римма Николаевна Триллер
Экологический проект «Огород на окне» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема: «Огород на окне»
Руководитель проекта : Триллер Р. Н. воспитатель старшей группы МБДОУ №22 «Орлёнок»
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Публикация «Экологический проект „Огород на окне“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Продолжительность: 6 месяцев (с марта по август)
Актуальность:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Лаборатория “Огород на окне” позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
Проектная идея : Создать в лаборатории группы огород на окне.
Цель исследования:
Развитие интереса к познавательной, исследовательской деятельности детей в процессе выращивания культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Расширять знания детей о культурных растениях, об особенностях строения и условиях роста.
2. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидоры, перцы).
3. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
3. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
4. Развивать познавательные и творческие способности.
5. Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
6. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
7. Воспитывать уважительное взаимоотношение детей к друг другу, к взрослым.
8. Развивать эмоциональную отзывчивость.
9. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
10. Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений.
Речевое развитие:
1. Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
2. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками
3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Способствовать развитию творческих способностей у детей, любознательность, поисковую деятельность, поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Формы и методы реализации проекта :
- НОД по экологическому воспитанию
- игры экологического содержания
- чтение
- беседа
- обсуждение
- игровая ситуация
- объяснение
- показ
- трудовой отряд маленьких огородников
- огородная библиотека
- лаборатория юного огородника
- инсценировки, театрализованные представления
- наблюдения
- опыты
- выставки детских работ
Ресурсы проекта :
- рабочие тетради и дневники
- энциклопедические и справочные издания
- лоточки, горшки, земля, семена, совочки, лупа, лейка
Ожидаемые результаты:
1. Дети будут знать строение растений и их многообразие; способы ухода за растениями; получение семян из растений.
2. Дети будут уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений, осваивать трудовые навыки по уходу за культурами.
3. Появление стойкого интереса у детей к развитию растений, бережного отношения к ним.
4. Дети приобретут опыт ухаживания за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
5. У детей сформируются представления о росте растений в комнатных условиях.
6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
7. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.
Продукт проектной деятельности :
1. Получение рассады для посадки.
2. Получение плодов томатов и перцев.
3. Дневник наблюдения.
4. Рисунки, выставки, фотографии.
5. Создать библиотечку произведений «Огород».
6. Игровой досуг.
Этапы работы над проектом :
1 этап: подготовительный.
Деятельность педагога:
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Постановка цели и задач.
Составление плана работы над проектом.
Описание конечного результата.
Организация предметно – пространственной развивающей среды по теме проекта.
Разработка конспектов занятий и презентации по планируемой теме.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Изучение дополнительной литературы.
Подбор материала:
- оборудование, материалы, инструменты для проведения опытов, реализации проекта
- разработка планируемой деятельности
- подбор литературы об организации огородов на окне
- подбор иллюстраций об организации огородов на окне
10. Ознакомление родителей с темой проекта, с его целью и задачами:
- приобщение родителей к реализации проектно – исследовательской деятельности
- размещение в родительском уголке информации о познавательно-исследовательском проекте «Огород на окне»
- беседа с родителями «Огород на окне»
- консультация для родителей: «Участие в проекте "Огород на окне»
- помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне
- поиск информации об организации огородов на окне
Деятельность детей :
– вхождение в проблему
– принятие задач
– вживание в ситуацию
– объединение детей в рабочие группы
- беседы с детьми о создании огорода на окне
II этап. Основной этап познавательно-исследовательской деятельности
Цель: проведение исследовательской деятельности для выявления благоприятных условий прорастания семян.
Деятельность педагога:
– направление и контроль за осуществлением проекта;
– проведение серий опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете;
– проведение игр экологического содержания;
– проведение экологических занятий;
– словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;
– проведение экологических досугов, праздников;
– наблюдение в мини-огороде и огороде.
Деятельность детей :
– формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
– уход и посадка растений;
– экспериментирование;
– разные виды игр;
– стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;
– создание проблемных ситуаций;
– задания для самостоятельных наблюдений;
– подготовка атрибутов, костюмов для праздников и развлечений.
Совместная деятельность взрослых и детей :
– рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
– просмотр фильмов о растениях;
– сбор коллекций семян;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
– труд на огороде.
Реализация проекта.
Продуктивная деятельность.
Рисование на темы: «Что мы любим», «Наш огород», «Овощи», «Овощные друзья», «Что растет на грядке», «Разноцветная грядка».
Лепка на темы: «Чудо овощи», «Есть у нас огород», «Разноцветие», «Вкусные дары лета», «Что растет на грядке», «Овощные загадки».
Конструирование: «Теплица для овощей», «Парничок», «Грузовик», «Хранилище для овощей».
Оформление выставки рисунков детей «Что растет на грядке».
Познавательная деятельность
Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике».
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Во саду ли, в огороде». Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.
Беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля - овощей лучшие друзья».
Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
Трудовая деятельность
Посадка семян помидоров и перцев.
Полив и уход за растениями на «огороде».
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.
Наблюдение, экспериментальная деятельность
«Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
«Рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами.
«Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).
«Семена растений отличаются друг от друга».
Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.
«Земля и растение».
Цель: выявить насколько земля необходима для роста растения.
Наблюдения за ростом растений.
«Человек и растение».
Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком.
Чтение художественной литературы
Разучивание пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.
Отгадывание загадок.
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях
Джанни Родари «Чипполино»
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
«Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Сбор урожая», «Собери корзинки», «Вкусное варенье», «Полезный сок», «Варим суп».
Подвижные игры:
«Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород», «Репка», «Полезай в корзинку», «Что сажают в огороде», «Садовник», «Вершки и корешки».
Работа с родителями
Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на окне».
Консультации для родителей «Огород на окне», по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье».
Ширма «Огород на подоконнике в домашних условиях (рекомендации родителям, «Витамины для детей», «Овощи и фрукты – ценные продукты».
Памятка для родителей «Прогулка в природу».
Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне, в творческом оформлении.
Семейный просмотр видео презентации «Огород на окне» - «Дачные истории».
III этап. Заключительный этап познавательно-исследовательской деятельности
Цель: представить итоги проделанной деятельности.
Сравнение прогнозируемого результата с полученным.
Выставка выращенных овощей.
Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок.
Презентация проекта на сайте ДОУ.
По реализации проекта «Огород на окне» предполагаемые результаты были достигнуты
Дети познакомились с культурными растениями.
У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Мы так же обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов. Собрали богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические игры «Собери картинку», «Третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту; пополнили словарный запас детей;
На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Трансляция проекта : Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам детям и родителям.
Перспективы проекта : В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке».
Вывод: Детям очень понравилось ухаживать за растениями, они чувствовали себя взрослыми, хозяевами. Переживали и очень ждали появление маленьких ростков.
Таким образом, проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Используемая литература:
1. Корнилова В, М, «Экологическое окно» в детском саду
2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
3. Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г. 5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
6. Интернет ресурсы.