Юлия Герасимова
Взаимодействие взрослых с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимодействия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии не новая, но очень актуальная на сегодняшний день. В нашей стране нет единого определения тяжелого и множественного нарушения развития. Существует не менее 20 видов множественных нарушений. Это могут быть сочетания сенсорных и интеллектуальных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений. Например, сочетания нарушений зрения и нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и умственной отсталости, нарушений зрения и слуха. В зависимости от структуры нарушения дети с множественными нарушениями разделяются на три основные группы:
Публикация «Взаимодействие взрослых с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
В первую группу входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями : слепоглухие дети, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной, глухие с умственной отсталостью разной степени выраженности.
Во вторую - имеющие одно ведущее психофизическое нарушение и сопутствующее ему нарушение в слабой степени выраженности, но отягощающее ход развития : умственная отсталость с небольшим снижением слуха. Говорят об «осложненном» дефекте.
В третью группу входят дети, имеющие три и более нарушений (первичных, выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка : умственная отсталость, снижение зрения и глухота.
Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т. д.
Множественные врожденные пороки развития у ребенка достаточно часто являются причиной отказа родителей от их воспитания в семье. Почти сразу после рождения такие дети оказываются в государственных учреждениях здравоохранения или социальной защиты, где им обеспечивается медицинский уход, но недостаточно внимания уделяется развитию и психолого-педагогическому сопровождению. В таких условиях состояние ребенка с комплексным нарушением еще более отягощается сенсорной и психической депривацией и расстройством привязанности. (Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под редакцией А. Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О. С. Бояршиновой, канд. биол. Наук).
Долгое время дети с ТМНР считались не обучаемыми. Методология работы с такими детьми до сих пор на этапе разработок, апробирования, поиска. В силу разнородности дефекта нет единой методики работы с ТМНР, необходим поиск и подбор соответствующий образовательным возможностям в каждом конкретном случае.
Опыт взаимодействия со взрослыми является ключевым фактором психического развития ребенка. Ключевым фактором, определяющим качество общения, является поддержание взрослым инициатив ребенка, направленных как на взрослого, так и на исследование окружающего мира.
Дети с ТМНР нуждаются в качественном взаимодействии со взрослым, в установлении контакта с ним, в развитии положительной мотивации к взаимодействию. Развитие положительной мотивации к взаимодействию с педагогом – основополагающий этап коррекционной работы, который необходим для включения детей в разнообразные виды деятельности. Большинство людей испытывают ряд значительных проблем при взаимодействиях с таким ребенком.
Характерная особенность данной категории детей – эмоциональная пассивность. Дети, как правило, не игнорируют контактов, но самостоятельно предъявить те или иные коммуникации не могут, по этой причине формирование положительной мотивации к взаимодействию предполагает специальную организацию сотрудничества взрослого с ребенком в ходе содержательной деятельности.
Нормальная жизнь человека совершенно невозможна без социального взаимодействия. Это взаимоотношения с ровесниками, взрослыми. Для успешной социализации школьнику необходимо освоить навыки коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия, как с предметным миром, так и миром социальным.
Взаимодействие с неговорящими детьми требует использования дополнительных, поддерживающих средств, отличных от речевых, которые бы способствовали взаимопониманию, созданию благоприятной атмосферы.
Поддерживающие средства весьма разнообразны: слово, предмет, жест, фотография, картинка, символ. При организации обучения педагог индивидуально подходит к каждому ребенку с учетом структуры нарушения. Выбор неречевого общения в качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью. Для создания комфортной среды необходимо, чтобы окружающие понимали, что хочет сказать ребенок, реагировали на его сигналы. Нередко бывает, что ребенок с ТМНР не может выразить свое мнение понятным другим людям способом. Это может сильно расстраивать его и быть причиной частых перепадов настроения. Иногда дети, на сигналы которых регулярно не реагировали взрослые, совсем отказываются от попыток общения и замыкаются в себе. Также важна понятность обращенной к ребенку речи. Во многих случаях взаимопонимание и общение можно наладить с помощью методик альтернативной или дополнительной коммуникации.