Севостьянова Наталья Васильевна
Методы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Методы образования - это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему.
В процессе экологического образования младших школьников с ТМНР во внеурочной деятельности используются такие методы обучения как наглядные, практические, словесные.
Публикация «Методы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, и т. д. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности обучающихся младших школьников с ТМНР, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы - это игра, труд в природе, элементарные опыты. Использование этих методов в процессе экологического образования позволяет воспитателю уточнять представления обучающихся, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять в применении знаний.
Словесные методы - это рассказы воспитателя, рассказы обучающихся из опыта, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний обучающихся о природе, их систематизации и обобщения. Словесные методы помогают формировать у обучающихся эмоционально - положительное отношение к природе.
В работе по ознакомлению обучающихся с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, сочетать их между собой.
Наблюдение - основной метод экологического образования младших школьников с ТМНР во внеурочной деятельности.
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие обучающимися объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие обучающихся: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Значение наблюдений. Необходимость и значение использования метода наблюдения связаны прежде всего с характером знаний, доступных обучающимся. Основной запас накопленных обучающимися знаний - это представления, т. е. образы воспринятых ими ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче обучающемуся использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами и явлениями.
Наблюдение позволяет показать обучающимся природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Систематическое использование наблюдения в процессе экологического образования приучает обучающихся приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного развития. Наблюдение природы так же является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на обучающихся.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и обучающихся, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Существуют следующие классификации наблюдений:
1. Виды наблюдений по характеру познавательных задач;
2. Виды наблюдений по длительности;
3. Виды наблюдений по количеству обучающихся.
Виды наблюдений по характеру познавательных задач
1. Анализирующие или распознающие наблюдения.
Цель данных наблюдений - формирование у обучающихся представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств.
2. Наблюдение за ростом и развитием растений и животных, а так же изменениями в неживой природе.
Цель данных наблюдений - формирование знаний об этапах роста и развития растений и животных, сезонных изменениях в природе.
3. Воссоздающие наблюдения.
Цель данных наблюдений - формирование умения устанавливать (воссоздавать) целое явление или объект природы по отдельным его признакам (частям).
Виды наблюдений по длительности
1. Кратковременные;
2. Длительные.
Виды наблюдений по количеству детей
1. Фронтальные;
2. Групповые;
3. Индивидуальные.
Общие требования к организации наблюдения
Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:
1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять обучающегося думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у обучающихся постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать обучающимся новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у обучающихся сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности обучающихся. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности.
5. Наблюдение должно возбудить интерес обучающихся к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные обучающимися в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, беседы об увиденном.
7. В результате каждого наблюдения у обучающихся должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте или явлении природы.
8. В процессе наблюдения необходимо помнить о воспитании эмоционально-положительного и грамотного отношения к природе в целом.
Подготовка к наблюдению
Воспитатель должен:
- определить место наблюдения в системе предстоящей работы;
- содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой;
- выбирать объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы, который должен быть для обучающихся интересным и в то же время доступным для восприятия;
- продумать организацию обучающихся - как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним (покормить, поиграть и т. д.);
- подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы (лупа, миски с кормом, водой для наблюдений за животными и т. д.).