МААМ-картинки

Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития

Севостьянова Наталья Васильевна
Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития

Под формами следует понимать способы организации образования, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством обучающихся.

В процессе экологического образования младших школьников с ТМНР во внеурочной деятельности могут быть использованы такие формы обучения как занятия, экскурсии в природу, прогулки, труд в природе, экологические праздники и развлечения.

Публикация «Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах

Занятия - основная форма организации экологического образования младших школьников с ТМНР во внеурочной деятельности.

Современная педагогика придает большое значение занятиям. Они оказывают положительное воздействие на обучающихся, способствуют их интеллектуальному и личностному развитию. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации обучающихся. Возможен переход от фронтальных занятий со всей группой обучающихся к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к обучающимся, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Выделяют основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.

Занятия первично-ознакомительного типа

Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению обучающихся с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у обучающихся отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях этого типа обучающиеся знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение обучающихся на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр фильма или слайдов, рассказ воспитателя.

Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах.

Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор обучающихся, формируют новые образы о природе.

На занятиях первично-ознакомительного типа с обучающимися можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в школе случайно, поселились ненадолго.

Занятия углубленно-познавательного типа

Содержание данных занятий направлено на выявление и показ обучающимся связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые доступны пониманию и усвоению обучающихся. Это занятия, посвященные ознакомлению обучающихся с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды. Это занятия по ознакомлению обучающихся с приспособленностью животных к среде обитания.

Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному развитию обучающихся. Они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать. Все это обеспечивает развитие их мышления.

Занятия обобщающего типа

На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых обучающимися, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. К ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, сезонных явлениях в природе.

С раннего возраста обучающиеся знакомятся с отдельными растениями и животными, учатся различать их по окраске, форме и другим внешним признакам. Позднее знания могут быть суммированы, обобщены.

Фундамент конкретных знаний о растениях у обучающихся позволяет сформировать обобщенные представления например, об овощах, фруктах. Во всех случаях основой обобщения должен быть ряд значимо-характерных признаков. Например, обобщенные представления «овощи», «фрукты» формируются на основе следующих признаков: растут на огороде (в саду, используются в пищу, специально выращиваются человеком.

Другим содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет обучающиеся наблюдают, как растут комнатные растения. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Аналогичным образом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Например, у обучающихся можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в животном мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет обучающиеся накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью.

Именно поэтому обобщенное представление об осени у обучающихся формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.

Возможно формирование у обучающихся обобщенных представлений о живых существах, проживающих в одинаковых условиях и имеющих сходные приспособительные особенности. Например, хищники (волк, кошка, собака, щука, ястреб, стрекоза и др.) имеют крепкие, острые зубы и челюсти, могут выследить жертву, догнать ее и расправиться с ней - они сильные и ловкие. Растительноядные - это совсем другие животные (лось, заяц, белка, гусеница, клест, снегирь, жук-древоточец и пр., у них иные формы приспособленности.

Занятия комплексного типа

Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития обучающихся и строятся на разных видах деятельности.

В области экологического образования комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени обычно проводится итоговое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности обучающихся. Воспитатель уточняет и обобщает представления обучающихся об осени, выделяя характерные ее особенности.

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач (хотя задачи умственного воспитания остаются - обучающиеся знакомятся с произведениями искусства).

Третья часть занятия - это художественное творчество обучающихся, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей обучающихся, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может незначительно выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия — это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность обучающегося, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Публикации по теме:

Консультация «Нестандартные формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» Нестандартные формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 2 слайд Экологическое образование дошкольников – это.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Формы работы с родителями по экологическому воспитанию. Автор: Буканова Нина Ивановна воспитатель средней группы. МБДОУ «Детский.

Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию» Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей.

Методы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Методы образования - это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений.

Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников «Природа – это сказка, сохраним это чудо!» Экологическое воспитание дошкольников. Доклад из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 7 Зуевой.

Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук с детьми 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи [УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка».

Разработка Сипр для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития Андреева Анна Павловна учитель-логопед Андрюшина Елена Анатольевна учитель-дефектолог МБДОУ «Ёлочка», г. Черногорск, Республика Хакасия.

Система коррекционной работы детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Введение Полноценное развитие ребенка, как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует.

Спортивное развлечение для обучающихся 1–4 классов «Зимние забавы» Спортивное развлечение для обучающихся 1-4 классов «Зимние забавы» Ольга Павлушкина Форма проведения: конкурсная спортивная программа.

Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи самоконтроля при письме Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи само-контроля при письме. Учитель-логопед Анисимова Юлия Евгеньевна Одной из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 12:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД