Маргарита Спицына
Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Здорнова Ольга Валерьевна
Спицына Маргарита Юрьевна
Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.
В настоящее время использование арт-терапевтического подхода в работе с детьми дошкольного возраста становиться все более распространенным явлением. Для этого есть объективные основания. Техники арт-терапии (АТ) очень гармонично вписываются в повседневный уклад жизни ребенка в детском саду, они просты и понятны детям, часто целиком или пошагово знакомы им.
Публикация «Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Кроме того, использование элементов АТ представляет широкий спектр возможностей для достижения разноплановых целей и решения задач коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, а именно: развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция самооценки, уровня тревожных проявлений, развитие креативности, рефлексии, активной позиции, и в целях развития сферы интеллекта (развитие ВПФ, в том числе речи и моторики, а также при решении задач на социальное взаимодействие.
Представляем Вашему вниманию опыт комбинированного использования в работе учителя-логопеда и воспитателя различных видов арт-терапии (терапии оригами, музыкотерапии, сказкотерапии и песочной терапии).
Оригами обладает очень важными психотерапевтическими свойствами: повышают уровень интеллекта, активизируют творческое мышление, снижают тревожность, улучшает психоэмоциональное состояние, улучшают двигательную активность рук, память и глазомер, развивают моторику пальцев. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными, агрессивными детьми.
Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Во время прослушивания музыки внутреннее состояние человека меняется – он настраивается под ритм мелодии, впитывая позитивные вибрации. Так что классическая и медитативная музыка не только помогает поднять настроение и расслабиться, но и обладает значительным терапевтическим эффектом.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения — рассказы, повести, романы, стихи, поэмы — в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Этапы НОД:
1) Ритуал приветствия (передавать друг другу игрушечное сердце и говорить комплимент или желать чего-то хорошего, доброго и т. д.).
2) Объявление темы.
Сегодня мы придумаем и разыграем сказку «Путешествие друзей». Но сначала изготовим персонажей сказки в технике оригами под звуки классической музыки.
3) Изготовление персонажей (собака, лиса, заяц, лягушка, рыбка, домик, кораблик).
4) Сочинение и обыгрывание сказки (рисование на песке).
Однажды (где) в лесу. Рисуем лес. Случилось (что) собачка заблудилась. Зайчик и лисичка решили (что) помочь собачке вернуться домой. Вдалеке домик. Шли наши друзья по лесу и вдруг перед ними (что) река. Рисуют реку. В реке плавают лягушки и рыбки. Как им перебраться через реку? По мосту. Строят из камешков Марблс мост. Наши друзья отправляются дальше. Но тут перед ними (что) высокая гора. Волшебник — хранитель горы предлагает свою помощь. Друзья отгадывают загадку, а он переносит их через гору. Загадка:
Это — главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда — не беда,
Если рядом они настоящие!
Кто это? (друзья)
Волшебник переносит друзей через гору и вот уже виднеется собачий дом. Но тут на их пути возник яблоневый сад, в котором растут (что) яблони с разноцветными яблоками. Рисуют яблони. Раскладывают яблоки. Возьмите яблоко, назовите его цвет и скажите, что еще может быть такого цвета. Зеленое яблоко. Зеленым бывает трава, листья, крокодил… Желтым — солнце, одуванчик… И т. д.
А вот и дом! Собака благодарит своих новых друзей и приглашает в гости! Так закончилось приключение друзей!
Я думаю, что нам удалось вызвать у Вас положительные эмоции, заинтересовать новым подходом использования арт-терапии и надеемся, что Вы сможете с успехом применять данный опыт в своей практике. Творческих Вам успехов!