Татьяна Загоруйко
Система коррекционной работы детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Система коррекционной работы детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР
Введение
Полноценное развитие ребенка, как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом. В первые годы жизни ребенок проходит путь от существа беспомощного к человеку мобильному, социально активному. Именно в раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющегося фундаментом дальнейшего развития: закладываются основы психической деятельности, эмоций, мотивационно – потребностной сферы, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Дефицит контактов с окружающим миром в этот период развития пагубно отражается на дальнейшем развитии психической деятельности. По мнению Л. О. Бадаляна, «в этот период происходит так называемое первичное обучение, т. е. формируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения».
Публикация «Система коррекционной работы детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Становление в нашей стране ранней комплексной помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. В России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Н. Н. Печора и др., представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л. С. Выготского. Однако их применение ограничено отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, ранней диагностики и комплексной ранней помощи. В некоторых научных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга ведутся исследования, посвященные этой актуальной проблеме. Весомый вклад в формирование отечественного опыта разработки системы ранней помощи вносит Институт коррекционной педагогики РАО. Важнейшим направлением научных исследований института является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, ее реструктуризация за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента – системы раннего выявления и ранней комплексной помощи
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности ДОУ в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольников составляют сегодня дети с нарушениями в речевом развитии. Проблемы ранней диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальны.
В настоящее время патологию речевого развития можно выявить, даже в первые месяцы жизни, но коррекционная работа начинается после 4-5 лет и направлена на исправление уже сложившегося стойкого дефекта речи.
Несмотря на увеличение сети диагностических центров, ориентированных на выявление и оказание помощи детям с нарушениями психоречевого развития в раннем возрасте, ранняя логопедическая помощь детям 3 лет практически нигде не оказывается из-за отсутствия программно-методического, дидактического и диагностического материала.
В настоящее время выявлен ряд противоречий между уровнем имеющейся научно обоснованной информации о структуре и механизме нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи и практической реализацией психолого-педагогических технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В условиях развитой системы учреждений компенсирующего вида программные и учебно-методические материалы, регламентирующие работу с детьми младшего возраста, представлены недостаточно.
Увеличение количества детей младшего возраста с тяжелыми речевыми нарушениями и отсутствие специального программно-методического и дидактического обеспечения, явилось побудительным мотивом для разработки и внедрения в образовательный процесс коррекционной программы «Речевая лесенка» для детей младшего дошкольного возраста.
В методическом пособии предпринята попытка решить проблему ранней диагностики и коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Пособие включает в себя организационно-методические и дидактические рекомендации, диагностику, планирование и лингвистический материал.
Эффективность коррекционной работы с детьми младшего возраста обусловлена ранним выявлением речевой патологии, точностью диагностики, своевременной, качественной коррекцией, с учетом компенсаторных возможностей.
При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, речевое развитие у детей трех лет, несмотря на сложность и тяжесть речевых нарушений, к пяти годам приближается к возрастным нормам.
2. Общие понятия, формы, виды. Классификация нарушений речи
В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений : клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.
Клинико-педагогическая классификация
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:
• функциональную;
• механическую.
Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
Причины функциональной дислалии:
-общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;
-недостаточная степень развития фонематического слуха
-неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;
-двуязычие в семье.
Причины механической дислалии:
-Недостатки строения челюстно-зубной системы (дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка)
- Патологические изменения величины и формы языка.
- Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.
-Атипичное строение губ.
Нарушения звукопроизношения в речи ребё нка при дислалии могут проявляться:
-отсутствие звука: ампа (лампа, акета (ракета);
-звук произносится искажённо, т. е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка : например, вместо р произносится «горловой»; вместо с — межзубный с;
-звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л у).
Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.
Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.
Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и психологическими симптомами.
Физиологические симптомы:
-судороги, которые классифицируются по форме и локализации
- нарушение мелодико-интонационной стороны речи;
-наличие непроизвольных движений тела, лица;
- нарушение речевой и общей моторики.
Психологические симптомы:
-наличием логофобий (страх речи в определённых ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков);
-наличием защитных приёмов (уловок) — речевых (произнесение отдельных звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля речи;
-различной степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной).
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. В зависимости от участка поражения мозга различают шесть форм афазий.
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.
Психолого-педагогическая классификация
Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения.
В ней выделяют:
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)— это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:
• Значительно позднее появление речи
• Ограниченный словарный запас;
• Грубые нарушения грамматического строя;
• Выраженные недостатки звукопроизношения;
• Речь детей с ОНР малопонятна.
Выделяют три уровня ОНР
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т. н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Общеупотребительные слова ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний.
Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из 2-3-4 слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций, отмечается пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с именами существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи.
Вторая группа — нарушения в применении средств общения.
К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).
3. Причины нарушения речи
Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:
• органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);
• функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата.
1. Внутриутробная патология.
Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
• Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз, нефропатия (более тяжелая стадия гестоза, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
• Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
• Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество – непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.
• Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
• Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте.
• Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие.
• Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.
2. Наследственная предрасположенность. Генетические аномалии
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.
Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.
3. Неблагоприятные роды и их последствия.
Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).
• Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
• Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.
• Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
4. Заболевания ребенка, перенесенные в первые годы жизни.
Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.
Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.
Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.
Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.
Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха.
Малышу, который растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях, не хватает эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с мамой. Часто таких детей называют «трудными». В сороковых годах прошлого века появился термин синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где жили дети, родители которых погибли во время войны. Несмотря на хорошие бытовые условия, среди прочих проблем у детей отмечалась задержка речевого развития. Дело в том, что обслуживающий персонал не мог уделять каждому ребенку столько же внимания, сколько родная мама. А для того чтобы научиться говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы.
Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность, могут начать говорить позже своих сверстников.
Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).
4. Система коррекционной работы детей с ТНР
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребёнка. Самую многочисленную группу сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Тяжёлые нарушения речи характеризуются проявлением общего недоразвития во всех компонентах речевой деятельности, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексико-грамматической сторон речи. Вследствие этого у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается снижение познавательного развития, проблемы коммуникации в группе сверстников, трудности в чтении и письме.
У детей с ТНР ограничено общение с окружающими, что приводит к низкому социальному статусу детей в коллективе : они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками.
Системное недоразвитие речевого развития влияет личностно-эмоциональное развитие, возникает задержка психологического развития.
Речевой дефект приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, аффективности. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий социальной микросреды. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики. [1]
Коррекционно-логопедическая работа содержит технологии для индивидуального и группового развития детей. Методики логопедической работы позволяют корригировать экспрессивную и импрессивную стороны речи, активизировать познавательное развитие детей, преодолевать личностные деформации. Построение творческой коррекционной работы с использованием игровой и досуговой деятельности, сказкотерапии, логоримтики, техник коммуникации позволяет повысить речевую активность и сформировать позитивную мотивацию на преодоление речевого дефекта.
Примерная схема коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, выглядит так:
1. Подготовительный этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка к постановке звуков.
- формирование умения по опознанию и различению звука изолированно, в речевом потоке и т. д. ;
- формирование артикуляторных умений и навыков, то есть развитие мышц артикуляторного аппарата. Проводится в виде артикуляционной гимнастики;
- развитие дыхания, голоса.
2. Формирование первичных произносительных умений и навыков.
- собственно постановка звука;
- автоматизация (закрепление) изолированного произношения, в слоге, слове, фразе, тексте, спонтанной речи;
- дифференциация (различение звуков, близких по своим характеристикам).
3. Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков. [2]
Поэтапно следуя предоставленной схеме, логопед корригирует недостатки произношения у ребёнка. При применении совместных усилий педагогов, воспитателей, родителей, психолога и логопеда, соблюдая все правила и выполняя домашние задания, нарушения речи преодолеваются довольно легко и быстро. Пути компенсации тяжёлых речевых нарушений зависят от этиологии и структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.