Светлана Дворник
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Современная семья является источником самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему личностного воспитания готовности к школе. Поэтому детский сад призван скорректировать эту проблему.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Типы семей
1 тип «Взаимодействующие семьи» :
благоприятные детско-родительские взаимоотношения;
эмоционально положительная, принимающая позиция родителей к детям;
признание и уважение индивидуальности ребенка, одобрение и поддержка его интересов;
семья уделяет достаточно времени ребенку;
родители адекватно оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных.
У детей, воспитывающихся в таких семьях, хорошо развиты коммуникативные способности, они проявляют ответственность, любознательность, самостоятельность.
2 тип «Индифферентные семьи».
родители проявляют к своему ребенку безразличие в отношении его уровня развития,
мало эмоциональны во взаимодействии с ним,
игнорируют интересы ребенка.
Отсюда возникают трудности у детей в процессе подготовки к школьному обучению ( недостаточно развиты: самостоятельность, самоконтроль, самоорганизация, ответственность).
Дети часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на решении задания; проявляют мало инициативы, тяготеют к шаблонным действиям и решениям, имеют затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.
3 тип «Проблемные семьи»
Родители считают интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка несерьезными и игнорируют их, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и завышают требования к нему.
В общении с ребенком ведут себя слишком авторитарно, требуют безоговорочного послушания.
У детей возникают проблемы в подготовке к школе ( недостаточно развиты: инициативность, познавательная активность, умение самостоятельно решать поставленные задачи, отсутствует самоконтроль, самоорганизация, ответственность; возникают проблемы в общении со взрослыми и сверстниками).
Основные проблемы семьи
Изменение взаимоотношений в семьях – от традиционного патриархального или детоцентристского к либеральному или партнерскому типу взаимоотношений, но чаще – формальному.
Тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье, успехи, осознание родителями невозможности научить детей тому, как надо жить в современном обществе, в котором родители и сами дезориентированы.
Острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне неблагополучия социальной ситуации, увеличивающееся количество проблем внутрисемейных взаимоотношений, скандалов, разводов.
Личностные проблемы современных родителей – усталость, психическое и физическое перенапряжение, возникающее чувство одиночества, отсутствия понимания, рост чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности.
Большинство родителей чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряют интерес к особенностям их развития, неохотно идут на контакт с педагогами.
Модели помощи семье в решении психолого-педагогических проблем
Педагогическая модель базируется на предположении о недостатке педагогической компетентности родителей, т. е. здесь идет речь о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социально-личностного воспитания детей.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений.
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье.
Понятие взаимодействие
Взаимодействие может рассматриваться как:
особый вид совместной деятельности (Х. И. Лийметс,
как способ организации деятельности (А. С. Самусевич,
как особый тип отношений субъектов;
как процесс совместной деятельности и личностного обмена между субъектами и постоянно развивающийся в пространстве и времени (Радионова Н. Ф.).
Взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание.
Проблемы взаимодействия семьи и детского сада
пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку,
чрезмерная занятость родителей,
недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт,
агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя,
недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей,
… (какие еще существуют проблемы)
Портрет родителей
1 группа «Уверенные родители».
Родители полностью готовы к новому социальному статусу своих детей в качестве будущих первоклассников.
Родители активны, инициативны, постоянно интересуются успехами своего ребенка, открыты для взаимодействия с воспитателями.
Творчески подходят к развитию интереса к школьному обучению у ребенка.
Считают, что подготовка к школе заключается не только в развитии умения читать, писать и считать, но и в развитии самостоятельности, самоконтроля, самоорганизации, ответственности.
2 группа «Сомневающиеся родители»
готовы принять своих детей, как будущих школьников, но при этом проявляют слабую тревожность и некоторую неуверенность о предстоящем обучении в школе их детей.
Родители часто обращаются к воспитателю с вопросами по специальной подготовке детей к школе, часто интересуются успехами своего ребенка.
Активно занимаются развитием познавательной активности ребенка.
3 группа «Тревожные родители»
Взрослые не готовы видеть своих детей школьниками, проявляют излишние переживания и волнения, неуверенны в будущем своих детей.
Родители очень часто обращаются к воспитателю с вопросами о поведении и самочувствии ребенка, иногда интересуются успехами своего ребенка в подготовке к школе.
Редко занимаются развитием интереса ребенка к школьному обучению.
4 группа «Пассивные родители».
родители считают процесс подготовки к школе неважным для ребенка.
родители крайне редко обращаются к воспитателю за рекомендациями по проблеме подготовки детей к школе.
Они неактивны, безынициативны, не готовы к сотрудничеству с воспитателями для усовершенствования процесса подготовки детей к школьному обучению,
переоценивают собственную роль в воспитании и развитии ребенка, игнорируют возникающие сложности проблемы и трудности у детей в процессе подготовки их к школе.
Крайне редко занимаются развитием интереса ребенка к школе.