Елена Серова
Выступление на педагогическом совете «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения - развитие творческого познания.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Болыпева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.
Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, эффективность их использования в развитии связной речи детей подтверждена многочисленными исследованиями.
Так, на первом этапе использования приемов мнемотехники вводятся отдельные условные обозначения; далее – мнемодорожки, мнемотаблицы и др.
Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, -всего, что можно изобразить условными знаками, но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Дня детей младшего и среднего дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. Также вводятся условные изображения в виде геометрической формы, пропорциональной величины.
Например: лиса — состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь - большой коричневый круг и т. д. Однако, каждое условное изображение необходимо сохранять на протяжении длительного времени. Если обозначили, например, волка - изображением зубов, то такое изображение необходимо использовать во всех сказках. С переходом в другую группу можно усложнить этот условный знак или заменить другой графической заставкой.
Эти обучающие пособия несут в себе разные задачи. Это и развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т. д. Они могут использоваться на всех видах занятий. Ребенок учится связывать все картинки, составляет сюжеты (рис. 1).
Рис. 1. Пример мнемотаблицы
Таким образом, при обучении связной речи детей, вполне обосновано использование приемов мнемотехники, эффективность которых очевидна. Они облегчают запоминание у детей содержание текстов, увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов, условных обозначений. Мнемотехника значительно облегчает детям запоминание слов, служат своеобразным планом пересказа.