Людмила Рыбалко
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков.
Большинство из них страдает нарушениями памяти, внимания, несовершенством логического мышления.
Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни - очень трудно.
Для того, чтобы процесс обучения был для детей интересным, развивающим, мы всегда используем наглядный материал, так как знаем, что слуховая память и продуктивность запоминания у этих детей снижены.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту, и их зрительная память практически не отличается от нормы. Учитывая этот факт, педагоги ищут всё новые пути совершенствования наглядности.
Наряду с общепринятыми приёмами использования наглядности, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна.
К таким приёмам относятся приёмы мнемотехники.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Ускоряется процесс запоминания и усвоения материала, формируются приёмы работы с памятью.
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель обучения мнемотехнике – развитие психических процессов – памяти, мышления, воображения, внимания – ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
2. Формирование навыков перекодирования информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазии.
5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
При обучении составлению рассказов-описаний мы использовали сенсорно-графическую схему В. К. Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой).
Например, при рассматривании яблока мы предлагаем детям следующие вопросы:
- Что нам поможет увидеть яблоко, его форму, цвет, величину?
Правильный ответ – глаза. /На табло помещается карточка с изображением глаза/
- Мы посмотрели и увидели, что оно … красное.
/На табло помещается карточка, обозначающая красный цвет/
- круглое.
/На табло помещается карточка с изображением круга/
Таким образом, на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса, запаха, гладкости, шероховатости, твёрдости, мягкости, использования предмета.
Теперь Министерством образования допущены к выпуску тематические словари в картинках, в которых вы сможете найти схемы описательных рассказов. Эти схемы в рисованном виде представляют ребёнку речевой план рассказа о каком-либо предмете. В каждой ячейке схемы даются опорные картинки-подсказки.
/На табло схема описательного рассказа. Схемы составлены по материалам методик Т. А. Ткаченко, Л. Н. Ефименковой/
Такие схемы составляются для каждой лексической темы и являются универсальными для любого предмета.
Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер.
Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, которое сопровождается просмотром рисунков-символов, позволяет значительно быстрее запоминать текст.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений, увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение о том, что дети будут его учить.
3. Повторное чтение с опорой на мнемотаблицу.
4. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых –помочь детям уяснить основную мысль.
5. Объяснение детям непонятных слов.
6. Повторение после воспитателя каждой строчки стихотворения.
7. Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
/Демонстрация мнемотаблиц/
1. Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофёра,
Без сигнала светофора,
Шла сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
2. Бедный мишка заболел,
Видно, много мёда съел.
Мишка плачет и кричит:
У него живот болит.
3. Петушок кота любил,
Петушок кота учил:
Если ты с мячом играл,
Если клеил, рисовал,
Если ты играл в песок,
Загрязнить ты лапки мог.
Ты всегда перед едой
Лапки чисто с мылом мой.
В средней, старшей и подготовительной группах различный подход к составлению рассказов по мнемотаблице.
Давайте проследим этапы работы над пересказом рассказа. Этапы подходят для всех групп, а содержание рассказов, наполняемость словаря, употребление лексических форм – разные.
Этапы работы над пересказом:
1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.
2. Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).
3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.
4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.
5. Коллективный пересказ.
6. Самостоятельный пересказ текста.
7. Анализ самостоятельного пересказа текста детьми.
Давайте проследим работу над пересказом по мнемотаблицам с детьми средней группы.
ТЕМА «ЗИМА»
/демонстрация мнемотаблиц/
1. Зимой солнце светит мало. Небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
2. Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
Что лежит на земле?
Где лежит снег?
3. Зимой дети катаются на санках и на лыжах. Они лепят снеговиков и играют в снежки.
4. Зимой в лесу много снега. А под снегом спят медведи и ежи.
Когда в лесу много снега?
Где зимой много снега? (в)
Сколько снега в лесу?
Где спит медведь? (под)
Где спят ежи? (под)
Приближается новогодний праздник. Учим стихотворения по готовым мнемотаблицам.
1. Перед вами ёлочка,
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
2. Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс.
А на неё фонарики,
Золотые шарики.
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сласти принёс:
Вафли ароматные
И пряники мятные.
В старшей группе мы знакомимся с произведением С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», учим стихотворения из сказки и стихи А. С. Пушкина.
Рисуем мнемодорожки, которые помогают запомнить некоторые строчки стихов:
- «… пришла, рассыпалась, клоками
повисла на суках дубов …»
- «… брега с недвижною рекою
сравняла пухлой пеленою…»
Я знакомила детей с портретами зимних месяцев. Названия месяцев долго не могли запомнить. Зашифровали их – обозначали месяцы символами.
/Показ мнемотаблицы/
Вспомнили стихи, которые возникают в памяти, когда мы смотрим на символы месяцев зимы.
И. Суриков
Белый снег пушистый,
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает ложиться И под утро снегом
Поле забелело.
Точно пеленою
Все его одело.
С. Я. Маршак
Не трещите морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору. Полно вам воронье
Замораживать,
Человечье жилье
Выхолаживать
И глядя на третий символ дети прочитали:
Ветры, бури, ураганы.
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею!
Пусть бежит в полях поземка
Белою землею!
После составления нескольких рассказов по сюжетным картинкам по данной теме, переходим к составлению мнемотаблицы к рассказу по картине И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».
/Выставляется репродукция картины/
Читаю рассказ с опорой на репродукцию картины.
«Художник нарисовал зимний берёзовый лес. Белоствольные молодые берёзки покрыты пушистым инеем.
В лучах солнца иней кажется розовым. На земле лежит снег. Он тоже переливается всеми цветами радуги. Небо ясное, чистое, высокое, нежно-голубое. Видно, что морозный день. От солнца по небу разливается золотой свет».
С помощью детей цветными мелками рисую на доске мнемотаблицу к рассказу.
Эта условная схема помогает детям учиться составлять план рассказа. У детей развивается речеслуховая и зрительная память.
Детям нравится самим рисовать на доске или делать аппликации на листке бумаги - мнемотаблицы к небольшим рассказам:
«Бегал зайчик по полю ночью от волка да от лисицы.
Попал в ямку, да сломал лапку. Пополз он к лесу. Увидел зайчика филин. Налетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайчишке, дрожит он от страха. Вдруг увидел он елочку и забился он в снег под ее иголки. Кружился филин над елкой, но ничего не мог сделать.»
«У кумушки-лисы зубки острые,
Рыльце тоненькое, вытянутое.
Ушки на макушке остренькие, пушистый хвостик на отлете.
Хорошо кумушка принаряжена.
Шерсть пушистая, золотистая, а
На шее белый передник.»
Далее таким образом и до конца.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:
Результаты работы по мнемотаблицам:
1. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире.
2. Появляется желание пересказывать тексты, заучивать стихи.
3. Словарный запас выходит на более высокий уровень.
4. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и его готовности к школьному обучению.