Мулухса Гусейнова
Выступление на педагогическом совете «Наблюдение как наглядный метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач:
• Формирует у детей знания о природе;
• Учит наблюдать, развивает наблюдательность;
• Воспитывает ребёнка эстетически.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Наблюдение как наглядный метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений :
• В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т. д.
• Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
• Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость полива, по поведению рыб в аквариуме – необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошёл или проехал, по цвету ягод – спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умея анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.
Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используются в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.
Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других – наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребёнком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Подготовка к наблюдению :
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Если наблюдение проводится в помещении (в уголке природы, на занятии, следует продумать его организацию: объект должен быть хорошо освещён (лучше, когда свет падает сбоку, расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Детей располагают поближе к наблюдаемому предмету, так, чтобы всем было хорошо видно, а при необходимости можно было бы и действовать с объектом наблюдения (покормить, погладить, поиграть). Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать.
Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например, при наблюдении за кроликом для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На покрытый линолеумом пол следует постелить половичок, иначе животное будет скользить при движении на гладком полу.
Руководство наблюдением :
В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1-2 минуты, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приёмы (с учётом возраста детей) :
• Вопросы;
• Загадки;
• Обследование предмета;
• Сравнение;
• Игровые и трудовые действия;
• Стихи, малые фольклорные формы (младший дошкольный возраст);
• Пояснения, рассказ;
• Чтение отрывков из художественных произведений (старший дошкольный возраст).
Наблюдение должно протекать в определё нной последовательности:
1. Кто это? Что это?
2. Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?
3. Только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги – длинные или короткие? Какие глаза? (форма, цвет?
Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака – будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола, листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников ещё недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. В конце наблюдения следует упорядочить представления, сложившиеся в его ходе. Используя различные приёмы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом : величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного – и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.
При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьёв, купающихся в весенней луже, можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях при организации наблюдений, следует соблюдать последовательность, всегда нужно устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.
Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть, отметить признаки, сопоставить нынешнее состояние с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того, чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдений ( он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений).
Наблюдение за развитием лягушки
(подготовительная группа).
1. Целевая прогулка к водоёму. Наблюдение за поведением лягушек. Отлов икры, помещение её в уголок природы.
2. Рассматривание икринок (цвет, размер).
3. Наблюдение за головастиками (через 8-10 дней) – форма, как головастик прикрепляется к растению, отсутствие рта. Задание детям – проследить, когда появится рот.
4. Наблюдение за плавающими головастиками (исчезли присоски, что изменилось во внешнем виде и поведении головастика).
5. Выпуск головастиков в водоём (через 2-3 дня).
6. Целевые прогулки к водоёму (отлов 1-2 головастиков, их рассматривание).
Отмечаются изменения: исчезли жабры, появление задних и передних ног, уменьшение хвоста, сравнение с фактами предыдущих наблюдений. Ведётся дневник наблюдений (в виде рисунков).
7. В заключительном наблюдении детям предлагают вспомнить, каким был головастик, когда только появился из икринки, на что был похож, какие ноги (передние или задние) выросли первыми, когда головастик стал похож на лягушку.
Руководство наблюдениями в разных возрастных группах :
Младшие группы: Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети ещё не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению.
В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные моменты и игровые приёмы, заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приёмами побуждает его к активному поведению (кормит, играет, а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издаёт звуки. Педагог задаёт детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.
Большое значение при этом имеют приёмы обследования (выделение сенсорных признаков). Например, погладить котёнка, чтобы определить, какая у него шёрстка, подражание звукам и движениям животных.
Во второй половине года в ходе наблюдения можно использовать сравнение (два животных, два растения, живой объект и картинка). Основная задача сравнения – установление признаков отличия одного объекта от другого.
Большое значение имеет чё ткая постановка вопросов: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?»
С трёхлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия (например, во время кормления предложить разный корм, а потом спросить у детей, какой корм животное больше всего любит).
Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять своё отношение к животным, растениям. Поэтому воспитатель даёт возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, тогда малыши получают большую радость от общения с природой.
В конце наблюдения для усиления эмоционального впечатления, можно спеть детям песенку, прочитать стихотворение, поиграть в игру, где действует соответствующий персонаж.
Наблюдения за животными или растениями следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью: «Посмотрим ёлочку, а потом её нарисуем», «Посмотрим, не надо ли протереть листья у фикуса».
Средняя группа: Дети уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте ещё несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения, причём можно предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребёнок или 2-3 детей получают один или несколько объектов для индивидуального рассматривания – наблюдение с использованием раздаточного материала.
В этом возрасте организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.
Объём представлений, формируемых в ходе наблюдения, значительно расширяется (особенности внешнего вида, характерные признаки, способы передвижения, питания, место обитания – формирование знаний о приспособлениях к окружающей среде).
Ход наблюдения:
1. Постановка воспитательной задачи («Рассмотрим рыбку и будем рисовать её»)
Методы и приёмы :
• Вопросы к детям (уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях; поисковые вопросы: «Почему хомячок так быстро лазает по лесенке?»;
• Умение рассказывать о результатах наблюдения (один и тот же вопрос задаётся разным детям в разных вариантах, проговаривание хором новых и трудных слов, выбор наиболее точного обозначения признака из 2-3, сравнение объектов по признакам сходства и различия);
• Использование личного опыта детей (возникновение интереса к наблюдению, желание поделиться пережитыми впечатлениями, формирование обобщённых представлений о животных);
• Загадки, песенки, потешки, стихи;
• Выполнение несложных трудовых действий (покормить рыбку, помыть кормушку).
Завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания («Расскажите, как мы будем ухаживать за кроликом»). Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей : отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.
В средней группе более широко проводятся наблюдения за растениями. Их можно организовывать во время труда: рассмотреть семена перед посадкой, на занятиях «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ».
Старшая группа: В этом возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, на и самостоятельно ставить её во время разнообразной деятельности: игры, труда, ИЗО – деятельности. Восприятие детей становится более дифференцированным
Наблюдение становится всё более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения : «Сначала рассмотрим, какой кролик, потом – что и как он ест, как передвигается» и действовать в соответствии с ним.
• Под руководством воспитателя дети вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки – формирование обобщения.
• Знания, умения и навыки детей усложняются.
• Знакомство детей с объектами, которые можно наблюдать как в ближайшем окружении, так и с теми, которые обитают в других климатических зонах.
• Продолжаем знакомить детей с особенностями внешнего вида, образом жизни (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие); установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания, способами ухода за ним.
• Организуется наблюдение с использованием раздаточного материала.
Ход наблюдения:
1. Постановка перед детьми познавательной задачи «Сегодня мы будем рассматривать волнистых попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать».
2. Вопросы к детям:
• Кто это? Какие части тела есть у птиц? (узнавание и различение внешних признаков объекта)
• Чем мы кормили снегирей? (вспомнить, что видели раньше)
• Чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? (сопоставление объектов, нахождение признаков сходства и различия)
• Почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай ловко лазает по стенкам клетки? (поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений).
Детям старшего дошкольного возраста предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способах наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, подводит их к самостоятельным выводам.
Результаты наблюдений дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).
Подготовительная группа:
Основная тенденция познавательной деятельности – стремление к обобщению (возрастает способность детей видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы). Наблюдения становятся всё более самостоятельными.
Задача воспитателя – формирование в процессе наблюдений обобщённых элементарных понятий (животные, растения, живое, неживое, зима, лето, подведение детей к пониманию всё более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности в уходе за живыми существами.
Ход наблюдения:
• Постановка перед детьми познавательной задачи; Использование вопросов – заданий (умение наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения). «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?»
• Дополнительные вопросы воспитатель задаёт лишь в случае затруднений детей;
• Чаще используется сравнение по общим (сходным) признакам – усвоение элементарных понятий;
• Осознанные обследовательские действия детей (используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений). «Как ты об этом узнал? Проверь»;
• Широко используются трудовые действия;
• Загадки, стихи, интересные истории;
• Вопросы поискового характера;
• Заканчивается наблюдение обобщением.
Вопросы и задания:
Что такое наблюдение?
Почему наблюдение является основным методом ознакомления детей дошкольного возраста с природой?
Почему наблюдения способствуют экологическому воспитанию детей?
Покажите, как усложняется методика наблюдений за объектами и явлениями природы от группы к группе.
Проанализируйте конспекты наблюдений за живыми объектами в разных возрастных группах
Составьте конспекты наблюдений за живыми объектами для детей разных возрастных групп
Разработайте конспект наблюдения с использованием раздаточного материала.