Катерина Рудикова
Конспект мастер-класса «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса для педагогов
«Использование приемов мнемотехники для развития речи
детей дошкольного возраста»
Цель: ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
Публикация «Конспект мастер-класса „Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация; мнемотаблицы; тексты.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Ход мастер-класса
Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так :
Послушай - ты узнаешь!
Посмотри - ты поймешь!
Сделай - ты научишься!
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Мнемотаблицы использую для :
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Примером может служить вот это стихотворение
Солнышко
Как ходило солнышко
В золотой рубашке.
Как ласкало солнышко
Белые ромашки,
Гладило ладошкой,
Лепесточки грело.
… У ромашек белых
Грудка загорела.
см Приложение
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Цветик - семицветик»
(На лепестках цветка зашифрованы пословицы их необходимо расшифровать)
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Любишь кататься люби и саночки возить
Яблоко от яблони не далеко падает
Кто не работает тот не есть
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
см Приложение
А теперь наоборот попробуем зашифровать пословицы
Семеро одного не ждут
Готовь сани летом, а телегу зимой
Глаза боятся, руки делают
Лучше синица в руках, чем журавль в небе
Самое главное правило работы с мнемотаблицей – это передавать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятным.
А сейчас мы приступим к следующему заданию, делимся на 3 группы:
- задание для 1 группы
Задание нарисовать графически схему к стихотворению
Много игрушек в нашем саду
Наши игрушки стоят на виду
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
Куклы нарядные в платьях сидят,
И барабаны и балалайки,
Куклы на мишек и зайцев глядят
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем
Их у друзей не отнимаем
см Приложение
Задание для 2 группы: составить рассказ по мнемотаблице
см Приложение
Задание для 3 группы: нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»
- есть слово простое, короткое – … (лист)
- есть слово обозначающее много - … (листья)
- есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)
- есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)
- есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)
- есть слово – название дерева - … (лиственница)
Демонстрация выполненного материала
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.
Мнемотехника
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и систематизировать материал.
Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми! А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии в мнемодорожке.