Елена Назаренко
Выступление на педагогическом совете ДОУ «Схема взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выстраивание единой последовательной системы взаимодействия учителя-
Задачи:
1. Определение взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей при диагностике детей и заполнению документации на ПМПк.
2. Определение формы работы учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, а также при проведении профилактической работы по предупреждению речевых нарушений с детьми в средней и младшей группах.
Публикация «Выступление на педагогическом совете ДОУ „Схема взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя детского сада“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Разработка общих рекомендаций для воспитателей при работе с детьми в группе.
1. Взаимодействие логопеда и воспитателя ДОУ состоит из трех этапов: [/i]
Этапы работы:
I этап: подготовительный
Учитель-логопед проводит экспресс-диагностику речи детей средней группы. Затем логопед составляет краткое логопедическое представление на каждого ребенка и знакомит с результатами обследования воспитателей. При необходимости логопед выделяет тех детей, которым необходима логопедическая помощь уже на данном этапе.
Учитель-логопед проводит углубленную диагностику детей старшей/подготовительной группы и заполняет речевые карты на каждого ребенка, у которого имеются какие-либо речевые нарушения. Воспитатель заполняет на каждого ребенка с нарушением речи психолого-педагогическую характеристику. Родители подписывают согласие на то, что они не против заполнения речевой карты и психолого-педагогической характеристики. Затем проводится ПМПк, где решается вопрос о зачислении ребенка на логопунк.
II этап: коррекционно-развивающая работа
В течение учебного года логопед дает воспитателям рекомендации, игры и упражнения по профилактике возникновений речевых нарушений и всех компонентов речевой системы.
Также логопед совместно с воспитателем или сам периодически проводит занятия по развитию речи детей.
Логопед знакомит воспитателей с индивидуальным маршрутом каждого ребенка, зачисленного на логопункт. Затем начинается логопедическая работа с детьми. В течение учебного года ведется "Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя", где логопед пишет задания для детей, а воспитатель во 2 - ой половине дня выполняет эти задания с детьми.
Задания могут быть любые (мелкая моторика, дыхательная или артикуляционная гимнастика, чистоговорки или стихи на автоматизацию конкретного звука и т. п.). Также логопед передает тетрадь родителям с домашними заданиями через воспитателя.
III этап: подведение итогов
Провести анализ, как рекомендации, игры и упражнения повлияли на развитие ребенка. Учесть вопросы и замечания воспитателей по проделанной работе. Определить коррекционно-развивающую работу с детьми в летний период (предоставление игр к их проведению на прогулке и в группе с детьми).
Провести анализ, как рекомендации, игры и упражнения повлияли на развитие ребенка. Учесть вопросы и замечания воспитателей по проделанной работе. Определить коррекционно-развивающую работу с детьми в летний период (предоставление игр к их проведению на прогулке и в группе с детьми).
В конце учебного года логопед проводит диагностику речи детей и выявляет результат проделанной работы с детьми. Затем логопед знакомит воспитателей с логопедическим заключением и определяет профилактическую работу с детьми в летний период.
2. Формы работы при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей:
- раскрытие тем для воспитателей на педсоветах;
- при необходимости проведение консультативных пятиминуток с воспитателями,
разъяснение вопросов;
- использование воспитателями игр и упражнений, которые дает логопед в течение
учебного года;
- проведение логопедом занятия по развитию речи детей (периодически, в средней
группе).
3. Общие рекомендации для воспитателей при работе с детьми в группе:
- во время режимных занятий необходимо поправлять неправильное произношение ребенка, желательно, чтобы ребенок после вашего замечания повторил слово как можно правильнее;
- во время режимных занятий необходимо поправлять ребенка, если у него возникли ошибки при произнесении слов сложной слоговой структуры или при построении грамматических конструкций (например, зеленый дерево, сипед-велосипед);
- необходимо развивать мелкую моторику с помощью рисования, лепке, конструирования, а также развивать общую моторику и координацию движений во время зарядки; следить, чтобы дети выполняли упражнения правильно и вместе;
- воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением. При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей.