Валентина Шестоперова
Выступление на педагогическом совете «Как я помогаю ребенку овладеть грамматически правильной речью»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете на тему
«Как я помогаю ребенку овладеть грамматически правильной речью»
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивированно, т. е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Как я помогаю ребенку овладеть грамматически правильной речью“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В подготовительной группе реализуются следующие задачи по формированию грамматической стороны речи у детей:
Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам)
Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов -словообразования.
Формирование грамматически правильной речи осуществляю двумя путями:
в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении.
На занятиях дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. Дети учатся изменять слова (морфологии, строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию). Обучение детей грамматическим навыкам я провожу как часть занятия по речевому развитию на материале занятия.
Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. В связи с этим я стараюсь, чтобы моя речь была культурной и грамотной.
В работе с детьми использую дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных форм слова. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки с игрушками. Вначале режиссером бываю я, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода представляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы».
- У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?
- Из чего Машины друзья будут пить чай? (из чашек)
- Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (блюдец)
- Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол? И так далее
- Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.
- Зайка сядет на стул, Мишка – на диван …
Также я использую специальные упражнения, направленные на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования.
На словообразование:
Гнездо птицы, или птичье гнездо,
Хвост лошади, или …
Хвост лисицы, или…
Верность собаки, или …
Лапки лягушки, или …
Лапа медведя, или …
Морфология:
А) железо тяжело, но свинец еще тяжелее,
лошадь высока, но верблюд еще …
белка хитрая, но лисица еще …
месяц светит ярко, а солнце …
груша сладка, а мед еще …
Б) свои глаза. Дороже алмаза … (что). Я не отдам ни за что (чего). Трудно не верить … (чему). Берегите пуще всего (что). Мы видим и небо, и землю … (чем). Кто же заботится … (о чем).
Синтаксис:
А) копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?
Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому?
Б) собирал грибы. Кто? Где? Когда? Во что?
Ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?
Рассматривание картин, в основном сюжетных, использую для формирования умения строить простые и сложные предложения.
Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Обучение детей пересказу обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.
Ведущими приемами обучения детей грамматическим навыкам являются образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Образец правильной речи воспитателя играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Я предлагаю детям поучиться правильно говорить слова, запомнить их:
Ехать – приезжай, махать – маши, искать – ищи.
Снять (что) – пальто, но раздеть (кого) – куклу.
Надеть (что) – шапку, но одеть (кого) – мальчика.
Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.
Сравнение двух форм (чулок – носков; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяю многократное повторение ее детьми вслед за мной, вместе с мной, хором и по одному.
Использую и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно.
Прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».
В синтаксисе применяю подбор однородных определений, дополнение предложений.
Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи. В ходе занятий я стараюсь достичь активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирую их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.
Практика речевого общения – важнейшее условие формирования грамматических навыков. Например, поручая повесить чистые полотенца на вешалки, я предлагаю посчитать, сколько полотенец на каждой вешалке: на одной – три полотенца, на второй – пять полотенец, на третьей – шесть полотенец. Сколько не хватает полотенец? Не хватает трех полотенец.
Исправление грамматических ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
Надо не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Я сразу даю ребенку образец правильной речи и предлагаю повторить его.
Ошибку исправляю тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка
Детей подготовительной группы учу слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.
В качестве образца использую пример правильной речи одного из детей.
При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивой, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником.