Людмила Николаевна Балина
Выступление на педагогическом совете «Развитие речи ребенка в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Развитие речи ребенка в игре“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
2слайд
Известно, что ребенок овладевает речью за какие-нибудь два-три года. В год он произносит примерно 10 слов, в 2 года-300-400, а к трем годам в его активном словаре уже от 1500 слов и более. Осваивая речь, ребенок овладевает мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Дети учатся с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться.
Дети очень любят играть. И именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей.
3 слайд
На родительском собрании обратила внимание родителей на недостаточно развитую речь у детей впервые пришедших в детский сад, помочь детям в развитии речи при помощи разной игровой деятельности. Для повышения знаний и информации для родителей по данной теме были оформлены: папки – передвижки «Увлекательные прогулки летом», «Осенние прогулки с малышом»; буклеты «В гости к нам пришла матрешка», «Носовые платочки для сына и дочки», «Советы для заботливых пап», «Рождественские каникулы с пользой», «Увлекательные игры на кухне», «пальчиковые игры для малышей»; ежемесячно меняется информация на стенде «Для вас родители»
4 слайд
Предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности. В группе мы стараемся пополнять предметно – развивающую среду разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом. И родители нам помогают (куплен ковер, сконструировали стенд, кормушку для птиц, полку на веранде, приобретены дидактические игры, оформлен уголок безопасности, сделаны руками родителей и педагога игры : «Чудесный мешочек», «Солнышко», «Игры с прищепками», «Сухой бассейн для рук»; театральные маски, пальчиковый театр «Репка», дидактическая матрешка, светофор, книжки малышки по пдд, пб. по сказкам и стихам)
5 слайд
Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому в своей работе по развитию речевой активности детей раннего возраста я использую разные виды игр, передающие детям определё нные знания и умения: сюжетно - отобразительные, дидактические, подвижные, пальчиковые, народные, музыкальные игры - забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
С малышами работа над дыханием проводится только в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. В своей работе я использую множество разных дыхательных упражнений в игровой форме: «Самолёт», «Часики», «Каша кипит», «Мыльные пузыри», «Султанчики» «Подуем на снежинку» и др Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме: «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка».
6 слайд
Большое значение подвижная игра имеет для умственного развития. В играх обогащается кругозор детей, уточняются, закрепляются имеющиеся у них знания, представления об окружающем, о свойствах предметов. Особенно ценно, что малыши не только уточняют, обогащают свои представления об окружающем, но и развивают воображение, речь, инициативу, сообразительность (действуют, изображая зайчика, медведя, мышку, самолет и т. д.) «Зайка», «Курочка и цыплята», «Лохматый пес», «У медведя во бору»
7 слайд
Пальчиковые игры стимулируют процесс речевого развития ребенка, С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Нравятся малышам пальчиковые игры, записанные с музыкальным сопровождением «Машина», «Вот маленькая мышка», «Маленькая Катя», «Коза рогатая», «Зайка», «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Капуста», «Паучок» и другие.
Так же в своей работе использую разнообразный материал для развития у детей мелкой моторики пальцев рук это и прищепки, массажные мячи, карандаши (для самомассажа кистей и пальцев рук ребенка). Например, играем с детьми в игры такие как: «Разноцветный мячик», «Покатай мячик в ладонях», «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех» (катание мячика в ладонях) «Удержи мячик» (удерживать мячик двумя пальцами). Пока индивидуально начали массаж с помощью шариков – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
8 слайд
На музыкальных занятиях детям очень нравятся игры под музыку. Мы их запоминаем и повторяем в течение дня.
9 слайд
Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.
Дети учатся устойчиво ставить кубики, кирпичики, играть с постройкой, понимать и произносить слова «кубик», «кирпичик», «поставить», «построить». Учимся с детьми делать «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы». Учим детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий и т. д. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь детей, расширяется их словарный запас.
10 слайд
Образовательная деятельность
При обучении детей раннего возраста рисованию и лепке активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка при помощи различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональными комментариями, используя стихи, загадки и т. д.
11 слайд
Чрезвычайно важно как для накопления пассивного словарного запаса ребенка, так и для развития грамматически правильного строя речи совместное чтение детских книг и рассматривание иллюстраций. Читаем детям, показываем картинки, называем персонажей и их действия, побуждаем малышей повторять слова и показать книгу кукле.
12 слайд
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
• игры с предметами, игры забавы,
• настольно-печатные,
• словесные игры, игры потешки, хороводные игры.
Игры детей с предметами, например, игра «Сухой бассейн для рук». Эту игру мы оформляли вместе с родителями и детьми (собирали мелкие предметы и бочонки из-под киндеров, наполняли их гречневой крупой, обклеивали самоклейкой) дети поочереди ищут предмет, спрятанный среди бочонков, называют его.
13 слайд
«Чудесный мешочек», игры на магнитах «Чудесная корзинка» и «Запасливый ежик» взаимосвязаны. Сначала дети собирают в корзинку грибы, яблоки, осенние листья, затем дарят их ежику.
14 слайд
«Мозаика», «Собери пирамидку», развивающие кубики
15 слайд
Игры-забавы: «Собери матрешку», юла, игра с магнитами «Укрась елочку», кукольный театр
16 слайд
Настольно - печатные игры: «Собери картинку», «Подарки для матрешки», «Собери светофор», «Мойдодыр», «Большой – маленький», «Чей малыш», «Найди пару», развивающие кубики и другие активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
17 слайд
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок золотой гребешок… или : Киска, киска, киска брысь
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. При умывании: Водичка – водичка умой моё личико, при причё сывании: Расти, коса, до пояса
Наши дети очень любят хороводные игры. С удовольствием играют в такие игры, как «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Каравай». Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.
18 слайд
Игры драматизации: дети инсценируют стихи и потешки.
Сюжетно – отобразительные игры. В своих играх дети подражают маме, помощнику воспитателя, врачу, шоферу, парикмахеру, лишь копируя отдельные действия; так, например, гладят белье, собирают игрушки для мытья, одевают куклу, причесывают друга и т. д.
Это, в основном, ряд игр с куклой: «Кукла Маша обедает», «Покатаем куклу Машу», «Оденем Ваню на прогулку». Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Дети, действуя в воображаемой ситуации, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный речевой материал.
19 слайд
«Здравствуй, кукла Катя», «Кукла заболела»
20 слайд
«Угостим куклу», «Погладим для куклы», «Помощники»
Игра «У меня зазвонил телефон» стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Обратила внимание детей на игрушечный телефон, позвонив доктору Айболиту, приглашая его в гости. Очень рада, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, говорит, что со мной хочет поговорить его мама (папа, бабушка).
21 слайд
На прогулке продолжаем играть «Рыбалка» ( спрашиваю детей: какую рыбку поймал, «Кукла гуляет» (коляска одна, гулять с дочкой многие хотят, чтобы не ссориться предлагаю детям роли: мамы и бабушки, мамы и папы); «Ремонт машины» (опять задаю детям наводящие вопросы, побуждая присоединиться к ремонту других детей); «Отправимся в путешествие» (во время прогулки предлагаю детям отправиться в путешествие, предлагаю выбор: на поезде, корабле, на машине, обыгрываем ситуацию). Дети во время игр общаются друг с другом и с воспитателем.
22 слайд
Игры с песком с самого детства дети сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
23 слайд
Вывод: Таким образом, развитие речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах игровой деятельности.