Приложение МААМ

Восприятие художественной литературы и фольклора как средство развития речи, воображения и памяти дошкольников

Лариса Донских
Восприятие художественной литературы и фольклора как средство развития речи, воображения и памяти дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Приобщение к художественной литературе - актуальная проблема современного общества.

Публикация «Восприятие художественной литературы и фольклора как средство развития речи, воображения и памяти дошкольников» размещена в разделах

Уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры.

В школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.

Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.

Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования.

Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя.

И первым этапом здесь будет не библиотека, а совместная деятельность родителей и воспитателя.

Дошкольный возраст период активного становления художественного восприятия ребенка.

Восприятие художественной литературы и фольклора происходит через :

чтение и совместный анализ произведения;

проигрывание отрывка, прослушивание сказок, рассказов, потешек, стихотворений с использованием компьютера;

режиссерскую игру (со строительным и дидактическим материалом);

рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок, рассказов, с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;

словесные, настольные и подвижные игры, пантомимические этюды и упражнения, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры со словами, разучивание чистоговорок.

В значимости чтения детям выделяют следующие позиции:

• чтение вслух является источником приятных, ценных и захватывающих событий для ребенка, мотивирующих его на самостоятельное чтение;

• обеспечение ребенка фоновым знанием, помогающим понять окружающий мир;

• демонстрация ребенку образца читающего человека, которому нравится то, что он делает;

• помощь в осмыслении и различении жанров литературы, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно;

• приобщение ребенка к лучшей форме родного языка – литературной;

• стимулирование развития воображения ребенка, представляющего себе людей, места, время, события, описанные в художественном произведении.

Направления образовательной деятельности, в которых осуществляется приобщение дошкольника к чтению художественной литературы.

непосредственно образовательная деятельность: чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении; данное направление включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды : оформление уголка читателя (иллюстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры);

• самостоятельная игровая деятельность (экспериментирование, решение проблемно-поисковых задач, работа с дидактическим материалом по произведению); данное направление предполагает совместную деятельность детей: продуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкально-художественную, творческую (выполнение рисунка, поделки, макета, заполнение дневника);

• взаимодействие с родителями, осуществляемое в проектной деятельности и предполагающее единство содержания (идейного, тематического) чтения художественной литературы дома и в детском саду.

Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

На основе восприятии выдвигаются следующие задачи:

Воспитывать интерес к художественной литературе,

Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы :

• О жанрах (проза, поэзия) (Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.) об их специфических особенностях.

• О композиции.

• О простейших элементах образности в языке.

Воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Задачи воспитания будущего грамотного читателя:

помочь детям понять ценность книги, ее роль в жизни человека, многообразие функций («дает знания о мире», «учит», «делает жизнь интересной, развлекает» и др.);

познакомить детей с историей создания книги (рукописная книга, печатная книга, электронная книга);

со структурой книги, ее элементами и значением каждого элемента (обложка, переплет, корешок, страницы, текст, иллюстрации, оглавление); создателями книги (автор-писатель, поэт, художник- иллюстратор, дизайнер, редактор);

показать детям многообразие видов детских книг (книги-картинки, книги-рассказки, книги-игрушки, познакомить с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия);

учить различать жанры литературы;

различать стили речи и жанры текста (разговорная речь, сказки, научно-популярный текст и т. д.);

познакомить с местонахождением книг (библиотека, книжный магазин, домашняя библиотека);

прививать навыки культуры чтения.

Основные виды (жанры) детской литературы

Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. (Бывают народные и авторские)

Стихотворение – небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

Повесть – рассказ о последовательном ходе событий.

Поэма (баллада) – повествовательное художественное произведение в стихах.

Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

Роман – большое по объёму повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным сюжетом.

Фэнтези – жанр литературы, близкий к научной фантастике, но в более свободной, сказочной манере, использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций.

Сказки для детей писали Шарль Перро, Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Вильгельм Гауф, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, Н. П. Вагнер, Астрид Линдгрен, А. В. Чирков.

Стихи для детей писали Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Владимир Степанов, Григорий Остер, Вадим Левин. Повести, показывающие жизнь детей, писали Л. Н. Толстой, А. М. Горький, А. Н. Толстой, А. П. Гайдар, Л. Кассиль, М. Твен и другие. Исторические события описывали В. Катаев, Н. Тихонов, Н. Ассеев, фантастические сюжеты преобладали у Л. Лагина «Старик Хотабыч», А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля».

Особенности ознакомления детей с художественной литературой на разных этапах дошкольного детства.

Дети 2-3 лет только начинают своё знакомство с миром художественной литературы и фольклора :

Воспитатель :

Приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические, обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.

Побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).

Приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

С 3-4 лет могут решаться уже более сложные задачи на занятиях по восприятию художественной литературы.

Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.

Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.

Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.

Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

К задачам чтения художественной литературы с детьми

4-5 лет относятся:

Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.

Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.

Формирование навыка нравственной оценки произведения.

Развитие способности к сопереживанию героям.

В средней группе педагог поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении, объясняет, как важны в книге рисунки; показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

В старшей группе список задач расширяется:

Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).

Побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.

Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.

Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.

Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению

К задачам возрастной группы от 6-7 лет относятся:

Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.

Развитие у дошкольников чувства юмора.

Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.

Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).

Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Как показывать детям иллюстрации

Рассматривание иллюстраций способствует более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов.

Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги.

Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным.

Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г. -Х. Андерсена.

В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст.

Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету).

При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Восприятие художественной литературы и фольклора как средство развития речи, воображения и памяти дошкольников
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 14:03
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Восприятие художественной литературы и фольклора как средство развития речи, воображения и памяти дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Донских (УИ 90321) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД