МААМ-картинки

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» (1 фото)

Елена Милушова
Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Особого рода ценностью в этом деле является чтение, так как, общаясь с книгой, человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, т. е. формируется нравственная и культурная основа его личности. Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Наша с вами задача - приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями. Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребенка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман. Трусость, благородство, готовит ребенка к реальной жизни. Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре, поэтому для нас важно развить в нем любовь и интерес к чтению. Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых. «Без экологических знаний сегодня жить невозможно. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Алексеев). Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начнет говорить и ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное. Полезное и доступное удовольствие для ребенка – это когда ему читают вслух интересные книги. А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека. Ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость, любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у детей вызывает природа, которая представляет собой широкий простор для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребенка. Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Что же дает ребенку общение с природой?

Публикация «Консультация для родителей „Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

*Общаясь с природой, дети получают массу разнообразных знаний, расширяется их кругозор, развиваются умственные способности.

*Развивается наблюдательность, которая является показателем психологической готовности к школьному обучению.

*Развиваются и обогащаются речь, мышление, память, внимание…

*Природа оказывает благотворное влияние на физическое развитие. (Прогулки в природу улучшают общее физическое состояние. Движения и игры на свежем воздухе развивают мышцы ребенка, укрепляют нервную систему, благотворно сказываются на жизнедеятельности всего организма.)

*Общаясь с природой, дети испытывают удовлетворение от того, что сделали что – то доброе и хорошее в природе.

*Они учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся «говорить» с каждым цветком и птицей, солнцем и ветром и любить их. Они начинают понимать, что хорошо, а что плохо,переживают и сочувствуют. У них появляется чувство сострадания.

*Природа – источник развития нравственных чувств ребенка.

*Дети учатся заботливому и бережному отношению к растениям и животным.

*В детях воспитываются доброта и сердечность.

*Природа- первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. С ранних лет ребенок приобщается к природе, постигает ее тайны и секреты, учится общаться с растениями и животными, учится определенным образом вести себя в природе. Часто маленький ребенок действует с позиции силы, он сильнее червей, бабочек, муравьев и т. д., он может их ловить, топтать. В результате у ребенка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Пока ребенок мал, он действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. А это мы наблюдаем сейчас сплошь и рядом (взрослый внук сильнее бабушки). Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой. Приобщая ребенка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки. Прививая интерес к чтению, вы, родители, должны помнить, что вы сами главный пример для ребенка. Ни для кого не секрет, что сегодня дети практически не видят вас, родителей с книгой в руках, так как вы предпочитаете книге телевизор или компьютер. Помните, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т. д. При этом вы, взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц ребенок узнает из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова и т. д. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная точка», «Подземный путешественник», «На зеленой иголке». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья», дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева "На лесной поляне»… Уже в дошкольном детстве ребенок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатления от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. Однако следует помнить, что все – таки не книга, не телевидение, а сама природа во всей своей простоте и сложности является главным наставником ребенка в его воспитании.

Памятка для родителей по воспитанию любви к книге.

Уважаемые родители!

1. Предлагайте ребенку только качественную литературу для чтения.

2. Заведите ритуал вечернего чтения, выбрав книгу, соответствующую возрасту ребенка. 3. Читайте понемногу, но каждый день.

4. Предлагайте ребенку рисовать иллюстрации к прочитанному, «писать» к ним тексты».

5. Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного текста.

6. Разыгрывайте с ребенком сценки из прочитанной книги, обсуждайте содержание сюжета.

7. Не увлекайтесь методикой раннего обучения чтению, особенно если у ребенка есть какие – либо невропатологические проблемы (ребенок поздно заговорил – после 2,5 – 4 лет имеет дефекты произношения; бедный словарный запас; вообще не употребляет предлоги; не изменяет слов по падежам).

8. Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов : психолога, логопеда.

Литература : Л. И. Грехова «В союзе с природой»

Публикации по теме:

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников В дошкольном детстве начинает формироваться личность ребенка,закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающему миру. Необходимо.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 12 июня 2015 в 16:49
+242Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Милушова (УИ 227239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 128.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД