Ольга Гуринович
Волонтерское движение как средство взаимодействия с семьей в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Волонтерское движение как средство взаимодействия с семьей в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников
Подготовила: воспитатель Гуринович О. А
Приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и уважение - традиционные духовно-нравственные ценности российского народа. Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства на основе этих ценностей является составной частью цели Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Поэтому наша задача - приобщать детей к базовым ценностям и создавать условия для формирования правильного отношения дошкольников к окружающему миру.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка, когда в маленьком гражданине закладывается основа духовно - нравственных устоев, которые будут определять отношение взрослого человека к миру.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем
сформировать у них духовно – нравственные принципы.
Опираясь на поставленную задачу, я решила использовать в педагогической деятельности инновационную технологию «волонтёрство», так как она дает детям возможность активно включиться в деятельность, поддерживает самостоятельность и инициативу, формирует чувство ответственности за свои поступки.
Современные дети в большинстве своем отгорожены крепкой стеной от трудностей, которые никуда не пропали. Заботливые родители, устроившие своим чадам затянувшийся праздник, лишили их возможности научиться бескорыстно любить, быть добрыми и сострадательными. К кому? К людям, которые остались за этой стеной. Чем это грозит в будущем? Мы рискуем вырастить инфантильных людей, безразличных ко всем, кто нуждается в помощи. Можем мы, педагоги, закрыть на это глаза? Конечно нет! На наш взгляд, личный пример и вдохновение педагога, родителя могут стать отправной точкой к началу духовного роста ребенка.
В начале прошлого учебного года, проведя детско-родительское собрание в нашей группе, мы познакомились с понятием волонтер. С тех пор оно прочно укоренилось среди детей и родителей. Появилось желание совершать добрые поступки для тех, кто в них нуждается. Ведь от этого согреваются наши души. Ребятам средней группы далеко не все дела будут под силу, поэтому мы решили начать с малого, с чем ребенок вполне может справиться. Ведь главное - увлечь детей!
Посоветовавшись с родителями, выбрали три направления волонтерства: бытовое, патриотическое и экологическое. Понемногу о каждом!
Бытовое волонтерство. Возраст 4-5 лет примечателен тем, что дошкольник тянется к самостоятельности. И очень важно не погасить его инициативу, а поддержать и приумножить. Так наши юные волонтеры помогали родителям в домашних делах: в уборке комнаты, мытье посуды, в заботе о младших братьях и сестрах. Со временем детям понравилось чувствовать себя полезными, быть на ровне со взрослыми. В наш групповой чат рекой потекли забавные фотографии, которые мы все вместе рассматривали и радовались нашим добрым делам.
Патриотическое волонтерство среди дошкольников не только культивирует любовь к отечеству, но и воспитывает личностные качества, которые очень необходимы для участия в жизни общества. Для нас стало наиважнейшей задачей создать в группе атмосферу, которая способствует развитию у детей интереса к культуре, истории и традициям своего народа. Мы использовали различные формы работы: экскурсии к мемориалу памяти воинам, погибшим в годы ВОВ, где дети трогательно возлагали цветы, читали стихи и пели песни о войне. Не редкими стали патриотические мероприятия. Мы считаем важным распространение такой практики, так как именно дети способны коснуться и оживить самое черствое сердце.
Экологическое. Самым актуальным направлением для столь юного возраста стали сортировка мусора и разумное потребление ресурсов. Мы приступили к работе с большим энтузиазмом! Стали собирать пластиковые крышечки и батарейки, которые при помощи родителей отправляли на переработку. Для нас первоочередной задачей стало то, чтобы дети поняли для чего проводится эта работа и увидели результат: мы помогаем сделать планету чище! А еще дети учились разумно использовать воду.
Каждое из этих направлений волонтерской деятельности важно и для страны, и для планеты в целом, а значит и для каждого малыша и взрослого, так как благодаря бескорыстной работе одни приобретают социальный опыт (у них воспитываются гуманность и моральные ценности, а другие растят достойную смену и опору своей стране.
В начале этого учебного года дети нашей группы, уже старшего дошкольного возраста, заметив, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?».
Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ, которое я и возглавила. Утвердили положение на уровне ДОУ и принялись за очень серьезную работу – оказывать помощь нуждающимся в ней. Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.
Совместно с родительским комитетом ДОУ и группы, исходя из интересов и потребностей детей, и с одобрения руководства ДОУ, был разработан план мероприятий добрых дел на предстоящий учебный год. И работа закипела!
С детьми были проведены беседы «Что такое волонтерство?», «Кто может быть волонтером?». Организован просмотр видеороликов о волонтерском движении и направлениях его деятельности.
Следует отметить направление, которое зародилось непосредственно в детском саду - это забота о младших. Старшие дети играют с малышами, помогают одеваться на прогулку, играют роли на праздниках и развлечениях. Такое взаимодействие взаимно обогащает детей разных возрастов: младших продвигает в своем развитии, а старшим дает возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами – это урок ответственности, первое серьезное дело, которым они руководят.
Востребовано и другое направление нашей деятельности в рамках волонтерского движения -это благотворительные акции. ,
Цель таких акций - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Мы работаем совместно с родителями, поэтому именно они чаще всего становятся вдохновителями некоторых мероприятий. Спасибо им за это!
В акции «Поможем братьям нашим меньшим» участвовали семьи детей и сотрудников всего детского сада. Собраны и переданы в приют для бездомных животных: корм, средства от блох и клещей, медикаменты и игрушки.
Мы, совместно с родителями, организовали благотворительную акцию для пожилых людей пансионата «Валентина». Дети, под моим руководством, сделали поздравительные открытки с добрыми пожеланиями к празднику Дня бабушек и дедушек, а родители помогли доставить их адресату, дополнив посылки сладкими подарками.
Организация волонтерского движения в детском саду является инновационной формой работы педагогов с родителями по развитию социальной активности детей, а также по формированию нравственной культуры, нравственного сознания и мышления, повышения активности родителей в процессе воспитания дошкольников.
А главное, мы становимся единым сообществом: дети, родители, педагоги. Через партнерские отношения мы формируем общечеловеческие ценности у детей - доброту, милосердие, заботу о младших, уважение к старшим. А у родителей - ответственность за результаты воспитания своих детей.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, нуждающимся в помощи пожилым людям, бездомным животным, дети — волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, они осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Волонтёрское движение – гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми оказать бескорыстную помощь ближнему.
Работа по плану продолжается!
Закончить хочется словами Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».