Меньшикова Людмила Викторовна
Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Публикация «Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.
«Музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл» (Р. М. Чумичева).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкально-художественной деятельности содержания программы в соответствии со Стандартом.
Музыкальная деятельность в ДОУ в условиях ФГОС входит в образовательную область «Художественно - эстетическое развития», раздел музыкальная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Стандартам допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И. М Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л. М. Бурениной и др. На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения.
Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде».
У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н. Б. Берхина, О. П. Радыновой, А. Н. Сохор.
Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки.
Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В. А. Сухомлинского, В. Н. Шацкого. Б. В. Асафьева, психологов Б. М. Теплова, Е. В. Назайкина.
Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова.
Проблема исследования заключается в поиске и разработке условий для успешного формирования музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального восприятия. Решение данной проблемы определило цель исследования.
Цель: изучение и экспериментальная апробация способов развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально-художественной деятельности посредством восприятия музыки.
Объектом исследования является педагогический процесс формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников.
Предметом данного исследования является методика развития восприятия музыки, детей старшего дошкольного возраста.
Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы восприятия музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности позволили выдвинуть гипотезу исследования: развитие музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если будут созданы определенные педагогические условия, содержание которых будет способствовать наилучшему восприятию музыки через серию разработанных конспектов.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1. Определить особенности развития музыкально-художественной деятельности старших дошкольников.
2. Определить психолого-педагогические основы содержания музыкального восприятия.
3. Раскрыть сущность восприятия музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников.
4. Разработать серию музыкально-тематических занятий и апробировать их в экспериментальном исследовании.
Методологическую основу исследования составляют: теория музыкальной деятельности Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и психология музыкальных способностей Теплова Б. М.
Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов исследования взаимодополняющих друг друга: изучения и анализа педагогической, психологической, методической литературы, наблюдений, экспериментов, количественной и качественной обработки результатов.
Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой. Художественная деятельность — одно из самых загадочных проявлений человеческой активности.
Музыкально-художественная деятельность - целенаправленный процесс формирования у ребенка ценностно-смыслового восприятия к действительности. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведения искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Музыкально - художественная деятельность - деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Музыкально-художественная деятельность старших дошкольников развивает эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, формирует умение выделять их выразительные средства. Учит соотносить художественный образ и средства выразительности, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
Музыкально-художественная деятельность — это творчество. Наиболее яркой сущностной особенностью художественной деятельности является творчество как необходимое условие ее осуществления. Без творчества невозможно создавать, исполнять и воспринимать произведение искусства.
В музыкально-художественной деятельности человек особенно свободен в своих творческих проявлениях. Музыка — самое вариативное из искусств. Поэтому каждое исполнение или восприятие музыкального произведения — это всегда уникальный, единичный творческий акт.
Музыкально-художественная деятельность старшего возраста развивает интерес и любовь к музыкальной деятельности, музыкальную отзывчивость на нее. Формирует музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Развивает музыкальные способности детей : звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. А также способствует дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры мелодий на детских музыкальных инструментах; творческую активность детей.
Через восприятие музыки формируется музыкально-художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. Восприятие, освоение произведений искусства как носителей художественной ценности.
Восприятие музыкально-художественной деятельности формирует чувства детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, музыкально-художественных способностей.
Музыкально-художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста способствует у детей развитию поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса.
Таким образом, музыкально-художественная деятельность — это творчество, особенностью которой лежит художественная деятельность, творчество как необходимое условие ее осуществления. Без творчества невозможно создавать, исполнять и воспринимать произведение искусства. Музыкально-художественная деятельность, прежде всего - язык чувств.
Знакомя ребенка старшего дошкольного возраста с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию и размышлению о услышанном в музыке. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки и таким образом проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.
Спасибо всем за внимание!
i][/i]