Татьяна Горячева
Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения они не требуют от детей размышления. Несмотря на то, что книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных, познавательных и интересных изданий, многим родителям не хватает внимания, времени и сил на чтение вместе с ребенком.
Публикация «Консультация для воспитателей „Детский календарь“ как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Поэтому задача приобщения дошкольников к книге ложится на плечи воспитателя. Любящий литературу воспитатель, желающий привить эту любовь детям, будет знакомить воспитанников не только с программными произведениями, но и с другими замечательными сказками, рассказами, былинами, стихотворениями, а также пословицами и поговорками.
Авторы комплексной программы "Миры детства. Конструирование возможностей" Т. Н. Доронова и С. Г. Доронов считают, что "процесс чтения является настолько самоценным, что воспитатель должен не только подбирать произведения исходя из предпочтений детей группы или собственных предпочтений. "
Задача воспитателя состоит в том, чтобы не только "провести чтение", а еще и заинтересовать детей последующей встречей с книгой, с ее героями.
Выбор произведений для чтения детям
Воспитатель должен со всей ответственностью подойти к данному виду работы и максимально использовать потенциал чтения книг «Детского календаря» в своей работе.
Принцип отбора произведений обусловлен возрастными особенностями детей, их интересами и возможностями.
1. Воспитатель знакомится с хрестоматией для детей 3-4 лет и книжками-малютками в "Детском календаре" и выбирает произведения на каждый день.
2. Выбор произведений для чтения может осуществляться воспитателем в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Кроме того, авторы программы выражают такое мнение, что "нельзя категорически отрицать произведения большого объёма, а также книги, адресованные детям другой возрастной дошкольной группы".
В этом случае педагог должен решить, какие произведения художественной литературы можно просто прочитать детям, какие рассказать, а какие можно использовать для формирования творческой активности детей в самостоятельной деятельности.
Ключевая задача воспитателя — подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для малышей слова: "Двайте почитаем. " не являются мотивацией. Для этого используются различные способы:
В младшем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента - с появления игрового персонажа, который всегда связан с содержанием произведения.
"Детский календарь" предполагает изготовление не только книжек-малышек с произведениями для чтения, рассказывания, но и фигурок для их обыгрывания.
Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»)
Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.
Процесс развития восприятия художественной литературы продолжается и в режимные моменты. В свободное время, например, после завтрака или полдника, воспитатель может раздать детям книжки, изготовленные дома вместе с родителями или предложить малышам самостоятельно подойти к книжному уголку и взять любую книжку на выбор.
Воспитатель восхищается книжками-малютками, рисунками в них, побуждает детей к рассматриванию иллюстраций и в других книгах, размещенных в книжном уголке.
С целью организации самостоятельной игры по мотивам художественного произведения во время свободной деятельности детей воспитатель может напомнить детям сюжет прочитанного произведения и предложить фигурки героев спектакля.