Татьяна Румянцева
Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинает формироваться чувство любви к своему Отечеству.
Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.
Публикация «Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Работа по патриотическому воспитанию включает в себя 5 блоков:
I блок – «Родная семья»
II блок – «Родной город»
III блок – «Родная страна»
IV блок – «Родная природа»
V блок – «Родная культура»
В I блоке – «Родная семья» необходимо дать детям представление о профессиях, о традициях, которые сохраняются в семьях, о добрых дружеских отношениях членов семьи друг к другу.
При знакомстве с профессиями можно прочитать детям:
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?».
Э. Мошковская «Кондитер», «К нам бегут автобусы».
И. Туричин «Человек заболел».
Нравственная сторона семейных отношений хорошо раскрыта в рассказах Н. Носова «Затейники», «Бабушка Динь», «Огурцы» и др.
Народная мудрость раскрывается в русских-народных пословицах, поговорках о семье:
«Дружная семья гору сдвинет», «В родной семье и каша гуще».
II блок – «Родной город».
Цель воспитания и обучения – вызвать гордость за свой город.
Поэтическое слово дает возможность более «красочно» передавать данную тему. О нашем родном городе мы можем узнать из стихотворений о Великих Луках А. Шулаева, Н. Невского и др. Читая детям отрывки из книги А. Агафонова «Великие Луки» мы помогаем им сформировать представления об исторических событиях, о достопримечательностях, о памятниках родного города, о знаменитых земляках.
При изучении улиц родного города можно использовать загадки о зданиях, находящихся на этих улицах - «Школа», «Аэропорт», «Библиотека», «Парикмахерская», «Транспорт». Целесообразно использовать в работе с детьми пословицы и поговорки по данной теме, а также рифмовки. Например: «1,2,3 – новый мост у нас, смотри! А под ним река-красавица – Ловать называется!».
III блок – «Родная страна».
Основы гражданско-патриотических чувств – это любовь, гордость и уважение к своей стране.
В работе по данной теме можно использовать следующую литературу :
Т. Коти «Родина моя – бескрайняя Россия».
Ушинский «Наше Отечество».
Т. Цыферов «Россия».
Стихотворения о столице Москва:
Е. Карасева «Город-герой».
О. Высотской «Майское утро».
К. Сергеенко «Мы приехали в Москву».
Рассказывая о русских березках, можно прочитать стихи Н. Рубцова, А Прокофьева «Березка, лебедь белая», использовать при общении с детьми загадки, песенки, пословицы о Родине. Например: «Кто за Родину горой, тот и истинный герой».
Рассказывая о знаменитых людях родной страны, рекомендуется прочитать небольшие отрывки из познавательной литературы :
«Первый космонавт».
Б. Житков «На льдине».
А. Ляпидевский – отрывки из книги «Челлюскинцы».
С. Сахарнова «Самый лучший пароход».
Е. Лопатин «Отважная путешественница».
При изучении темы «Наша армия» полезно изучить:
С. Маршак «Круглый год», «Наша армия».
А. Митяев «Почему Армия – родная!».
А. Барто «На заставе».
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Рассказывая о празднике День победы можно прочитать детям стихотворения:
Е. Трутнева «Парад».
Л. Чадова «Гремит над старою Москвою победы праздничный салют…».
Е. Трутнева «Фронтовой треугольник».
Тема в данном блоке предусматривает изучение творчества великих русских писателей, поэтов, музыкантов (А. С. Пушкин – стихи, сказки; К. И. Чуковский – сказки и др.).
IV блок – «Родная природа».
В работе по данной теме воспитывается умение относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Огромный выбор художественной литературы позволяет всесторонне развивать познания детей – это приметы, пословицы, поговорки, загадки, рассказы В. Бианки о природе, животных, К. Паустовского «Бежин луг» и др., поэзия И. Сурикова, А. Фета, Плещеева.
Использование поэзии, лирических фраз дает возможность более эмоционально, доступно знакомить детей с временами года, явлениями природы, обитателями родных просторов.
V блок – «Родная культура».
Устное народное творчество – сказки, былины, потешки, праздники и обряды формируют у детей представления о народной культуре, ее богатстве и красоте, мудрости и гармонии жизни.
Каждая сказка чему-то учит детей – это победа добра над злом, сопереживание, дружеские чувства, взаимовыручка.
В заключении хочется отметить, что художественная литература оказывает большую помощь в гражданско-патриотическом воспитании детей.