Наталья Доронина
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Доронина Н. А.
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №20»
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Аннотация. В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективного средства формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей.
Annotation. Annotated article examines the role of non-traditional drawing as an effective means of identity formation, development and improvement of mental processes and creative abilities of children.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, нетрадиционные техники рисования, творчество, творческие способности, воображение, фантазия.
Keywords: visual activities, non-traditional techniques of painting, creativity, creative abilities, imagination, fantasy.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких, творчески активных людей, и должны воспитывать современные педагоги.
Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию.
Поэтому мы и начали с организации развивающей среды. Изготовили практический материал: разработали и систематизировали комплекс дидактических игр для развития воображения и фантазии, создали условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов: краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, различный иллюстративный материал). Подобрали сказки и легенды.
Формы проведения занятий выбирали разные: путешествия, экскурсии в сказку, превращения в мастеров – художников.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования проводили два раза в месяц, длительность зависила от возраста детей. При планировании учитывали возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети рисовали и в тетради, и в альбоме, и на кусках обоев, и на старой газете, и на срезе дерева… Самое главное не навязывать ребенку свою помощь, дать возможность рисовать так, как ему нравиться. Иначе мы рискуем внушить ему, что он «ничего не умеет делать так, как надо». А ведь перед нами творческая личность.
Трех-четырех летнему малышу трудно усидеть на месте более 15 ми-нут. Детям постарше удается работать несколько дольше – чуть более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла – ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.
Младшие дошкольники опираются на предметное восприятие, что способствует их внутренним переживаниям. Дети непроизвольно и эмоционально откликаются и легко входят в игровую ситуацию. Старшие дошкольники более подготовлены, много знают и активно проявляют себя в изобразительной деятельности.
Развивая интерес к занятию, предоставляли детям, как можно больше самостоятельности, помогали в выполнении поставленных задач. Мы не ставили задачу точно повторить образец, а с его помощью стремились вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
На первых занятиях мы с детьми играли с цветом и красками, позна-комились с возможностями гуаши и акварели, затем занялись экспериментированием с краской, различными материалами.
Затем постепенно знакомили детей с разнообразными техниками рисования: по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными кляксами, мыльными пузырями, разбрызгиванием по фону с маской, рисованием ниткой, ватными палочками, рельефной краской, восковыми мелками по картону, пастелью, рисованием по фольге тающими карандашами, созданием коллажей, рисованием с помощью оттиска, познакомили детей с техникой рисования на ткани.
Создавали ситуации, где дети рисовали коллективно. Предлагали им всем вместе выполнить ту работу, которая не под силу одному. Например, рисование гуашью картин холодных и светлых тонов, рисование цветов на ткани (водный батик). Совместное обсуждение, рассматривание картин, работа над оформлением настольного театра, ваз из бутылок – все это способствовало развитию опыта общения между детьми.
Часто рисовали под музыкальное сопровождение. Классическая музыка, записанная на аудиокассету, создает положительный настрой работе, помогает лучше представить образ, будит воображение.
Кроме этого, мы вместе с ними готовили материал: разрезали бумагу, оформляли работы в рамки. Читали с детьми сказки, на сюжеты которых мы опиралась при выборе темы занятия. Также читали стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумывали рассказы и рисовали к ним иллюстрации.
Наша работа интересовала и родителей. Они с удовольствием познакомились с литературой, которую мы им рекомендовали.
Мы с детьми постоянно устраивали выставки рисунков, оформляли декорации к спектаклям, украшали группу и детский сад своими картинами и панно, готовили подарки малышам и взрослым к праздникам.
Для развития творческих способностей, воображения, мышления так же использовали следующие задания:
1. «Рисование музыки». Во время прослушивания музыкального произведения предлагали сосредоточиться и «увидеть», что передает музыка.
2. Нарисуй «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т. д.
3. «Рисуем вместе!». В этом задании предлагали первому ребенку, задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй ребенок предполагает, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен дорисовать линию в соответствии со своим замыслом.
4. «Дорисовывалки». Вместе с детьми обводили свои ладошки и при помощи нетрадиционного рисования превращали их в забавных животных, птиц, рыб и т. д.
Больше разнообразия вносили и в организацию деятельности: дети могли рисовать сидя за отдельными столами или стоя за мольбертами; могли сдвинуть вместе столы по два и т. д. Важно, чтобы организация соответствовала санитарным нормам и правилам и чтобы, конечно, детям было удобно и интересно вместе работать!
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, инте-ресно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное - это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.
На основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Литература:
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008 .