Лучший педагог года

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Носовец Юлия Владимировна
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей младшего возраста.

Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка важное значение имеет движения пальцев и кистей рук.

Публикация «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

О влиянии действий руками на развитие головного мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

История существования пальчиковых игр исчисляется столетиями. Пальчиковые игры представляют собой культурное наследие народа. С малых лет детей учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».

Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. Однако примеры использования пальчиковых игр представлены не только в русской культуре, но и в культурах других народов. Так, в Китае широко распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников дошкольных образовательных учреждений показывает, что примерно 80% детей с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е. А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С. О. Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет.

Основная работа заключается в работе с детьми

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.

1. Игры-потешки

"Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Пальчиковый театр

Последовательность усложнения постановок для пальчикового театра представлена в его видах.

1. Театр «топотушек» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершающие «топающие» движение по горизонтальной поверхности (стол, лист бумаги и т. д.).

Театр «топотушек» целесообразно использовать в работе с младшими дошкольниками. Дети учатся выполнять движения указательным и средним пальчиками. Работа осуществляется только с одной рукой.

2. Перчаточный театр, в котором разыгрываемые пьесы осуществляются с помощью перчаточных кукол. Перчаточный театр также уместно включать в работу с детьми младшего дошкольного возраста. В рамках работы решаются задачи на координацию движений пальцев рук, осуществляется работа по развитию движений всех пальчиков, умений совершать различные движения (делать пальцы веером, сжимать в кулак, собирать в щепоть, прижимать к ладони большой палец, совершать вращательные движения кистью руки, сжимать и разжимать пальцы в кулак).

3. Театр пальчиков – собственно рассматриваемый в данном исследовании пальчиковый театр, в котором театральный сюжет разыгрывается посредством пальчиковых кукол. Театр пальчиков также возможно использовать в работе с младшими дошкольниками, но только с теми, у которых хорошо развиты такие показатели как кинетический и кинестетический праксис, динамический аспект движений и зрительно-моторная координация.

4. Теневой театр – очень яркий и зрелищный вид пальчикового театра, в котором движения рук человека, находящегося за ширмой с источником света, создают причудливые изображения. Целесообразно использовать в работе со средними и старшими дошкольниками. У младших дошкольников еще недостаточно развиты умения координировать, синхронизировать и последовательно выполнять движения обеими руками, задействуя как пальчики, так и кисти рук.

5. Театр марионеток или театр низовых кукол, представляет собой более сложную разновидность пальчикового театра. Куклы-марионетки управляются кукловодом, в руках которого находятся специальные нити, с помощью которых осуществляется управлением движением кукол. Самый сложный вид театра, который применяется в работе со старшими детьми и дошкольниками подготовительной группы.

Знакомить детей с пальчиковым театром можно с 3 лет. Воспитатели показывают детям небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф, театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят дети за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. В театре теней сначала исполнители – взрослые, потом, дети непременно хотят попробовать роль актеров. С детьми разучиваются различные изображения птиц, животных, и др. персонажей путем складывания определенным образом пальцев. К концу года дети, накопив определённый опыт, пытаются самостоятельно участвовать в пальчиковом представлении. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять.

Интересный материал для занятий пальчиковыми играми представлен в книге А. Е. Белой «Пальчиковые игры» [4], в которую включены игры для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструированием и др.

Составление фигурок из счетных палочек также может быть отнесено к разновидности пальчиковых игр, которые включаются в содержание работы по математическому развитию детей.

Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а также речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению.

Таким образом, организованные движения пальцев рук, активность пальцев действительно обладают широким спектром возможностей не только для развития самой мелкой моторики, но и для развития психических функций: сенсорных и речевых. Для развития мелкой моторики используются пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж, но лучше, если активность пальцев ребенка будет представлена в структуре игры, где игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации и обязательно происходит построение какого-либо образа, который ребенок будет брать на себя, либо будет режиссировать.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 20:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Носовец Юлия Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД