Косова Любовь
Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна или малоактивна, и педагогам необходимо помочь активизировать речь ребёнка. Ведь речь играет важнейшую роль в жизни человека: она служит средством общения между людьми.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании. Всё последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития : обогащения и активизации словаря. Формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.
Так, в процессе словарной работы ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.
Детям трёх лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов.
Первые связные высказывания трёхлетних детей состоят из двух-трёх фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и её дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать и в организованной образовательной деятельности, и в совместно-партнёрской деятельности. Всё это позволяет почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.
Прибаутки используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребёнком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.
Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх. Можно интегрировать чтение с театрализованной деятельностью: после прочтения какого-нибудь произведения его можно инсценировать. Для развития речевой функции необходимо спросить у ребёнка, почему именно этот персонаж привлёк его внимание, чем он ему понравился.
Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Таким образом, фольклор является одним из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Литература
Развитие речи детей дошкольного возраста : под ред. Ф. А. Сохина-3-е изд., Просвещение,1984 – 223 с., ил.
Реализация образовательной области «Речевое развитие» :
Р31 методические рекомендации / авт. -сост. И. Л. Кириллов – Самара :
Вектор, 2020. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (14,4 Mb). – Текст :
электронный.