Лучший педагог года

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста (7 фото)

Юлия Гацина
Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки общения дошкольников с окружающими людьми. Эта задача достигается формированием у детей монологической и диалогической речи.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет быть средством общения.

Публикация «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребёнку она присуща ещё в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений

Зачастую при наблюдении в учебно – воспитательной работе с детьми в ДОУ заметно, что беседы с детьми планируются и осуществляются не систематически, говорит в беседе преимущественно воспитатель, а речевая нагрузка детей мала. Детей на занятиях не учат задавать вопросы, формулировать развёрнутые, грамотные ответы. Недостаточно используются игровые ситуации и упражнения на развитие способностей к коммуникации. Занятость родителей, в ряде случаев, их педагогическая безграмотность также не способствует развитию диалогических умений у детей. В итоге дети, пришедшие в школу из детских садов, не умеют строить диалог самостоятельно, имеют недостаточную речевую активность. Поэтому работа по развитию диалога у детей является актуальной, важной и целесообразной.

В младшем дошкольном возрасте речь ребёнка стремительно развивается. Но это развитие происходит только под влиянием взрослого. Поэтому важно, чтобы ребёнка окружали люди, умеющие говорить правильно. Развитие диалога неразрывно связано с другим видом связной речи – монологической, а также с развитием всех компонентов устной речи, практическим овладением нормами речи. Такими как: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования интереса и потребности в чтении. Развитие связной диалогической речи детей в нашей Менделеевской школе - саду происходит как во время непосредственной образовательной деятельности, так и вне её в любое удобное время ; общение воспитателя с детьми может проходить фронтально, по подгруппам и индивидуально.

В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы развитие диалогической речи включается в образовательную деятельность «Коммуникация» направления «Познавательно – речевое развитие». В образовательных задачах программы не делается сильный акцент на обучение связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Это связано с возрастными, анатомическими, психологическими, умственными особенностями развития младших дошкольников.

Программа рекомендует начинать целенаправленное обучение диалогу, начиная со старшей возрастной группы (5 лет, а раннее, младшее и среднее дошкольное детство является подготовительным этапом для этого.

Но ребёнок, родившись, своим криком, первым вступает в диалог с окружающими. Являясь существом социальным, ребёнок с первых дней жизни начинает общаться. Это общение выражается как невербальным (мимика, жесты, так и вербальным (голосовым, речевым) способом. Взрослый помогает этой речи формироваться и развиваться.

В работе по обучению связной речи детей второй младшей группы мной как педагогом ставятся следующие задачи:

Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом : слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Предоставлять условия для общения детей друг с другом, поощрять это общение.

Развитие диалога неотрывно связано с развитием памяти, мышления, воображения ребёнка. Педагоги Менделеевской начальной школы – детского сада применяют в работе разнообразные упражнения, задания и игры на развитие этих качеств, что благотворно сказывается и на развитии всех речевых функций.

Для осуществления этих задач в работе с детьми мною используются следующие методы обучения диалогической речи :

1. Разговор (неподготовленный диалог)

При проведении разговоров с самого начала необходимо расположить к себе ребёнка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр. В моей работе я начинаю разговор только в том случае, если ребёнок не знает, чем заняться. Если он увлечён интересным для него делом, то разговор будет неуместным. Разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу. Важно, чтобы внимание к одному ребёнку не отвлекало педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют. Я стараюсь говорить так, чтобы у ребёнка осталось удовлетворение от того, что его выслушали. Необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.

Содержанием разговоров служит жизнь в детском саду и дома, игры и развлечения детей, уход за животными и растениями, поступки детей, книги, мультфильмы, фильмы и т. д.

2. Беседа (подготовленный диалог)

Фото №1 В дошкольном образовательном учреждении при Фото №2 Развитие ребенка

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему. Беседа учит детей логически мыслить. Помогает постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. Мы беседуем с детьми, рассматривая иллюстрации книг, предметы, игрушки, наблюдая за природными явлениями и объектами живой и неживой природы, а также о жизненных и бытовых ситуациях, которые близки ребёнку.

В нашей группе созданы благоприятные условия совместного рассматривания картин, подготавливающие детей к пересказу и активизирующие инициативную речь.

В завязке беседы по картине я использую фразы, заключающие в себя моё эмоциональное отношение к изображаемому. Я ввожу в рассказ вопросительные и восклицательные предложения, прямую речь. Сюжет рассказа по картине выстраивается в строгой последовательности, чтобы одно высказывание дополняло и продолжало другое.

Фото №3 Материалы для педагогов развитии речи детей ставится основная задача формировать связную устную речь и речевые навыки общения дошкольников с окружающими людьми

3. Чтение литературных произведений

Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. Педагоги нашего образовательного учреждения включают в программу русский и зарубежный фольклор: песенки, потешки, сказки. Мы читаем авторские произведения, содержащие диалоги. Такие как рассказы В. Сутеева «Утёнок и цыплёнок», «Кто сказал «мяу»?», «Кораблик»; Я. Тайца «Ага», «Кубик на кубик» и др.

4. Словесные поручения

Ребёнку даётся поручение убрать на место книги, игрушки, помочь товарищу в одевании, показать новому ребёнку игрушки и т. д. Нужно попросить ребёнка повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и её лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь мы используем также игры в поручения «Матрёшка иди вверх – вниз», «Попроси мишку…» и др. Поручения должны содержать одно – два действия.

5. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов

Фото №4 Эта задача достигается формированием у детей монологической и диалогической речи Фото №5 Разговорная речь должна быть связной понятной логически выдержанной иначе она не сможет быть средством общения

Они направлены на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации.

Например, я предлагаю ребё нку ситуацию: «Ты пришёл утром в детский сад. Что ты скажешь ребятам и воспитателю?», «Звонит телефон, ты берёшь трубку, что ты будешь говорить? и др.

6. Разнообразные игры

Сюжетно – ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и т. д. В нашей группе используются такие игры как «Магазин», «Путешествия», «Семья», «Парикмахерская» и другие.

Играя с детьми в группе в словесные дидактические игры, мы закрепляем усвоенные детьми речевые навыки, развивая быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр, которые мы используем в своей работе: «Согласен – не согласен», «Добавь словечко», «Один - много», «Скажи иначе», «Продолжи фразу», «Когда это бывает?», «Правильно – не правильно», «Кто как кричит», «Что изменилось?», различные загадки и др. Игры проводятся с опорой на наглядность и без неё.

Дети нашей второй младшей группы очень любят различные подвижные игры, содержащие диалоги : «Коршун», «Гуси – гуси», «Краски», «Вороны и собачка», «Такой листок, беги ко мне», «Будут на зиму дрова», «Кто у нас хороший?», «У медведя во бору» и др. Они способствуют приучению детей к очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.

Пальчиковые игры, хороводные игры со словом также способствуют активизации диалогической речи.

Фото №6 Публикация Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста размещена в разделах Развитие ребенка

Игры - инсценировки и игры – драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст мы инсценируем разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Инсценируются потешки «Похвалялася лиса», «Ножки вы ножки», песенки зарубежного фольклора «Сапожник», «Яблоня, яблоня», отрывки из авторской поэзии и другие произведения. Игры – инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнёрами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

Все эти методы и приёмы успешно используются мной в работе с детьми второй младшей группы и направлены на формирование у детей следующих речевых умений, необходимых в диалоге :

- узнавать, называть, описывать предметы и явления (игра «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек»)

- задавать вопросы и отвечать на них (рассматривание сюжетных картин, игрушек, предметов; наблюдения)

- соотносить разные части речи друг с другом, употребляя правильно числа, роды и падежи слов (игра «Один – много», «Добавь словечко»)

- находить ошибки в описании и повествовании и исправлять их

(речевая ситуация «Так - правильно, так – неправильно»)

- развивать актёрские способности, свободно общаться со взрослыми и сверстниками (игры – инсценировки, драматизации)

- быть вежливыми, дружелюбными, уметь выслушивать собеседника.

Педагогам и детям нужно помнить, что общение предполагает диалог, а его отсутствие – только монолог.

Публикации по теме:

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 сентября 2021 в 12:25
+238Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД