Долгович Светлана Юрьевна
Влияние литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 комбинированного вида Пушкинского района
Санкт-Петербург
Тема: «Влияние литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
Долгович Светлана Юрьевна
Санкт-Петербург
2018 г.
1. Пояснительная записка
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
Публикация «Влияние литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность: Выбранная мною тема для меня важна, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Обращение к проблеме приобщения детей раннего возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к литературе используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие.
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. П. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания.
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.
В круг детского чтения должны входить издания, предназначенные непосредственно дошкольникам. Это разные книги, которые составляют библиотечку детского сада: книжки-малышки, игрушки, театр, панорамы, книжки-раскраски, а также оригинальные книги, например, озвученные с помощью технических средств. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Данная тема актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. По моему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления личности ребёнка велико.
Цель: повышение своего профессионального уровня; развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.
При разработке плана я ориентировалась на то, что для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду : чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.
Но чтобы задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий. Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.
Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).
3. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
4. Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления).
5. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.
2. Этапы работы по теме самообразования
Изучение методической, педагогической литературы 1. Федоренко Л. П., Фомичева Г. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М. 1984г.
2. Винникова Г. И. «Занятия с детьми 2-3года. Развитие речи, художественная литература, изо деятельность».
3. Горбушина А. А. «Выразительное чтение».
4. Сохина Ф. А. «Развитие речи детей дошкольников» М. 1984г.
5. Елецкая О. В. «День за днем говорим и растем». 2007г.
6. Белая К. «Первые шаги».
7. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста» 1-3 года. 2011г.
План работы с детьми
№ п/п Название мероприятия Время проведения
1 Диагностика умений и знаний в области художественной литературы Сентябрь
2 Познакомить с РНС «Репка» Сентябрь
3 Закрепить РНС «Репка» с помощью настольного театра Сентябрь
4 Познакомить с творчеством народных сказок «Курочка Ряба» Октябрь
5 Закрепить знания о героях РНС «Курочка Ряба» Октябрь
6 Познакомить со стихотворением А. Барто «Лошадка» Ноябрь
7 Разучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» Ноябрь
8 Познакомить с РНС «Маша и три медведя» Ноябрь
9 Познакомить с потешкой «Ладушки»; «Идет коза рогатая» Декабрь
10 Разучивание потешки «Ладушки»; «Идет коза рогатая» Декабрь
11 Познакомить с шуткой – прибауткой «Сорока-белобока» Декабрь
12 Познакомить с РНС «Колобок» Январь
13 Разучивание РНС «Колобок” Январь
14 Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят» Февраль
15 Разучивание песенки из РНС «Волк и семеро козлят» Февраль
16 Познакомить с РНС «Теремок» Март
17 Повторить РНС «Теремок» с помощью настольного театра Март
18 Чтение и разучивание стихотворение «Бычок» Апрель
19 Познакомить с РНП «Два веселых гуся» Апрель
20 Чтение потешки «Киска» Май
21 Разучивание потешки «Киска» Май
22 Диагностика умений и знаний в области художественной литературы Май
План работы с родителями
№ п/п Название мероприятия Время проведения
1 Консультация «Учим с ребенком стихи» (см. приложение 1) Сентябрь
2 Консультация «Сказка в развитии речи детей» (см. приложение 2) Октябрь
3 Повторить дома стихотворение А. Барто «Лошадка» Ноябрь
4 Консультация «Пестушки, потешки, и прибаутки» (см. приложение 3) Декабрь
5 Консультация «Воспитание детей через художественное слово» (см. приложение 4) Январь
6 Закрепить дома песенку из РНС «Волк и семеро козлят» Февраль
7 Консультация «Научите ребенка красиво говорить» (см. приложение 5) Март
8 Повторить дома стихотворение «Бычок» Апрель
9 Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» (см. приложение 6) Май
Развитие связной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) .
Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
В группе раннего возраста я использую произведения разных жанров. Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращая внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок» - предложили детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказок: «Tepeмoк», «3аюшкина избушка», «Три медведя» дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносим мы, но это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Приложения
Приложение 1. Консультация “Учим с ребенком стихи”
Способ №1
Чтобы ребенок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Если совсем маленькому крохе читать ритмичные стихи «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет», то когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. Известно, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-6 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. Если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим ребенка запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2
Для быстрого заучивания наизусть желательно выбирать стихотворения, которые по содержанию соответствовали бы возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнего малыша заучивать «Лукоморье» А. Пушкина, чтобы показать его «гениальность». Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского.
Способ №3
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз.
Таким образом, у дошкольника формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Приложение 2. Консультация «Сказка в развитие речи детей»
Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают.» и т. п.). После рассказывания сказки необходимо побеседовать с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы они помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т. д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности.
Не менее важно рассматривание иллюстраций, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художникам и, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказке.
Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.
Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном пересказать описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.
Эффективным приемом в беседах по сказке является ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.
Систематическое чтение и рассказывание сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.
Приложение 3. Консультация «Пестушки, потешки, и прибаутки»
Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - умывание, одевание и т. д.
Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры.
Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.
Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то, или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки" и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.
Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения. Разучите несколько потешек из нашего сборника, и они помогут вам в этом. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки вашему ребенку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.
Потешки, пестушки, прибаутки
***
У меня в аквариуме золотая рыбка,
Я смотрю на рыбку, говорю с улыбкой:
«Может ты волшебная, может не простая,
Раз зовут тебя все люди рыбка золотая?»
Хвостиком колышет, смотрит не мигая,
Ничего не отвечает рыбка золотая.
***
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.
***
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
***
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
***
Ладушки, ладушки, Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
Кого ругали?
Машку.
За что? Про что?
Не ешь нашу кашку!
Не пей нашу бражку!
Шу-у-у! Полетели,
На головку сели.
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
* * *
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьёт —
Того забодает, забодает!
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
***
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет
Шишка вдруг упала — прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!
***
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».
Приложение 4. Консультация «Воспитание детей через художественное слово»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать. Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности:
- гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность);
- правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу.
Приложение 5. Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
• Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
• Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
• Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.
1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.
2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.
3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.
Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:
• После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);
• Пальцы следует нагружать равномерно.
Упражнения для кистей
- «Фонарики»
Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;
Пальцы сжать (фонарики погасли, разжать (фонарики зажглись).
- «Домик»
Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).
Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
- «Две избушки» (дети держат кулачки сжатыми, на слова «открой окошко», разжимают ладони, пальцы указательный и большой вместе.)
- «Мои пальчики»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Нужно по очереди разжимать пальцы. Для усложнения - от мизинца.
- «Улей» (пальцы поочередно разжимать и сжимать)
Пчелки, улетайте!
1, 2, 3, 4, 5 –
Улетели пчелки.
Прилетайте, пчелки!
1,2, 3, 4, 5 –
Прилетели пчелки,
Гудят 3- 3- 3-3.