Юлия Сергеева
Консультация для родителей «Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №368 «Лосиный остров»
Подготовила:
Воспитатель Сергеева Ю. Ю.
Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым. Их знание приносило человеку счастье, а незнание-гибель. Так во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
Загадка- это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их - это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадка - это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление созданное человеком с помощью слов.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов о существующих в окружающем мире связях между явлениями.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основного значения глагола идти (передвигаться, ребенок осознает и другие: (идут часы, льет дождь (идет дождь). Конечно, дети не раз имели возможность, и слышать и употреблять эти сочетания, но в загадке они воспринимают слова сопоставлено, объединённо.
Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи - доказательства и речи - описания.
Так загадка становиться не просто развлечением и игрой, но и упражнением в рассуждении и доказательстве, т. е. важным средством обучения и развития.
Уметь доказывать - это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, своей композиции. Так как смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы (аргументы, подтверждающие тезис, то для речи-доказательства имеется своя структура, определяющая порядок аргументов: во-первых, во-вторых… и т. д. В рассуждении часто приходится пользоваться сложными предложениями (в том числе сложноподчиненными, с помощью которых выражаются логические связи загадки : если-то, раз-значит, потому что., так как., так что. Рассуждение заканчивается выводом, который строится с использованием принятых для этого случая лексических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому и др.
Приемами построения речи-доказательства, его синтаксисом, специфической лексикой дети овладевают постепенно. Обычно дошкольники в своей речи этими конструкциями пользуются редко, но жизнь постоянно требует объяснений и аргументации и, следовательно, детям нужно создавать условия для необходимой речевой тренировки. Эта работа облегчит и будущие занятия в школе.
Загадка - описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В загадке, как произведении малой формы, дети скорее всего могут увидеть, как языковые средства объединяются в описательный текст, в чем специфика этого объединения. Все это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь.
Чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами учились создавать словесный образ предметов и явлений, следует поощрять их попытки самостоятельно находить свои варианты описаний.
Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
К загадке можно обращаться при обучении ребенка умению кратко и образно выражать свои наблюдения при составлении описаний игрушек, картинок, предметов. При этом загадка может служить образом описательной характеристики. Сначала идет рассматривание картинок или предметов. Дети выделяют признаки, называют их, сравнивают одни предметы с другими, устанавливают связи между ними, затем как обобщение сказанного загадывают загадки об этих предметах. Наконец, ребята и сами составляют краткое описание предметов в виде загадки, основываясь на слышанных ими образцах.
Можно сделать вывод, что загадка, не смотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.
Литература.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 1999.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.
3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1985.
4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С. 23-26.
5. Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.
6. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990. -№7
7. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание. -1995. -№1. -С. 59-66.
8. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7
9. Интернет ресурсы.