Алевтина Мугаллимовна
Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие : мышление, воображение, память и эмоции. Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Основными задачами развития речи являются : воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.
Публикация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста, Из педагогического опыта» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В младшем возрасте необходимо ускорить появление в речи ребёнка первых сознательных слов. Расширить словарный запас помогут произведения устного народного творчества – фольклора. Именно фольклорные формы характеризуются богатством, яркостью и образностью речи. Малышей привлекает звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклора, вызывая желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно.
Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в младшем дошкольном возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек.
Дети этого возраста способны наблюдать и подражать героям и персонажам художественных произведений.
Использование жанров русского фольклора в работе с детьми младшего возраста позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении в период адаптации, в режимных моментах, на прогулке, в ООД, в игре, в свободной деятельности детей.
Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. В своей работе используем следующие формы работы фольклора : - это, прежде всего, колыбельные песни, сказки, заклички, потешки, песенки, прибаутки, пестушки, загадки.
Колыбельные песни
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Благоприятное воздействие на детей во время дневного сна оказывают: добрые народные сказки, колыбельные песни, так как не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки
«Спи младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю».
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Они позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, прибаутки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т. п.). Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног,обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»). С помощью народных песенок, потешек воспитывала у малышей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладывания спать. Использовала потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса», «Баю- бай», «Вот они сапожки», «Завяжу потуже шарф» и др. Для обыгрывания использовала куклу,чтобы малыши лучше и быстрее запомнили потешки и песенки, а затем переносили в повседневную игру (куклу умывала, расчесывала волосы, одевала и т. д.).
В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками.
Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями.
Пестушка незаметно переходит в потешку – песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками. «Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок».
Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом. Правильно подобранная мною потешка помогала установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к воспитателю. Одну и ту же потешку обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»
Заклички - обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Фольклор для детей не исключение из общего правила - это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка, в основном используем на прогулках и экскурсиях.
Радуга-дуга, Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
Сказка
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. В сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу. Получается, что сказка - правда и вымысел одновременно. Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок.
Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались». Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т. д. Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.
После рассказывания сказки необходимо проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее идейное содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям. В ходе занятий, я помогаю детям найти, открыть основные эпизоды сказки, вспомнить и назвать персонажей, уточнить сколько было героев, во что одеты, какого цвета одежда. Потом рассматриваем иллюстрации, картинки из сказки, в свободное время выкладываем мозаику или картинки из кусочков сказки, после этого обыгрываем сказку в театрализованной деятельности, используя настольный театр или костюмы, можно атрибуты.
Загадка
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед.
Через межу брат брата не видит. (Глаза)
Одного отца, одной матери, А ни тому, ни другому не сын?дочь
Стоит изба безугольна, Живут в ней люди безуёмны. Лицом — к стене,
А спиной к избе. Улей
Сидит Пахом На коне верхом, Сам неграмотный,
А читать помогает. очки
Русские народные, хороводные игры привлекают внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием играют в подвижные игры. Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)
Испекли мы Каравай.
Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)
Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)
Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)
Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)
Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)
Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)
Пальчиковые игры не только формируют речь, но и развиваются мелкую моторику кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
В воспитательной работе с детьми также используем и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции : скороговорки, чистоговорки (используемые для выработки правильной, фонетической чистой речи). Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к устному народному творчеству играет уголок книги. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведениями искусства – книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания