Лучший педагог года

Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта (1 фото)

Алевтина Мугаллимовна
Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы

Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие : мышление, воображение, память и эмоции. Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Основными задачами развития речи являются : воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Публикация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста, Из педагогического опыта» размещена в разделах

В младшем возрасте необходимо ускорить появление в речи ребёнка первых сознательных слов. Расширить словарный запас помогут произведения устного народного творчествафольклора. Именно фольклорные формы характеризуются богатством, яркостью и образностью речи. Малышей привлекает звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклора, вызывая желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно.

Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в младшем дошкольном возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек.

Дети этого возраста способны наблюдать и подражать героям и персонажам художественных произведений.

Использование жанров русского фольклора в работе с детьми младшего возраста позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении в период адаптации, в режимных моментах, на прогулке, в ООД, в игре, в свободной деятельности детей.

Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. В своей работе используем следующие формы работы фольклора : - это, прежде всего, колыбельные песни, сказки, заклички, потешки, песенки, прибаутки, пестушки, загадки.

Колыбельные песни

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Благоприятное воздействие на детей во время дневного сна оказывают: добрые народные сказки, колыбельные песни, так как не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки

«Спи младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки, Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю».

В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Они позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, прибаутки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т. п.). Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног,обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»). С помощью народных песенок, потешек воспитывала у малышей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладывания спать. Использовала потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса», «Баю- бай», «Вот они сапожки», «Завяжу потуже шарф» и др. Для обыгрывания использовала куклу,чтобы малыши лучше и быстрее запомнили потешки и песенки, а затем переносили в повседневную игру (куклу умывала, расчесывала волосы, одевала и т. д.).

В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями.

Пестушка незаметно переходит в потешку – песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками. «Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки

А в ручки - хватунюшки,

А в роток - говорок,

А в головку - разумок».

Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом. Правильно подобранная мною потешка помогала установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к воспитателю. Одну и ту же потешку обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки глядели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!»

Заклички - обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Фольклор для детей не исключение из общего правила - это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка, в основном используем на прогулках и экскурсиях.

Радуга-дуга, Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко!

Сказка

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. В сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу. Получается, что сказка - правда и вымысел одновременно. Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались». Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т. д. Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

После рассказывания сказки необходимо проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее идейное содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям. В ходе занятий, я помогаю детям найти, открыть основные эпизоды сказки, вспомнить и назвать персонажей, уточнить сколько было героев, во что одеты, какого цвета одежда. Потом рассматриваем иллюстрации, картинки из сказки, в свободное время выкладываем мозаику или картинки из кусочков сказки, после этого обыгрываем сказку в театрализованной деятельности, используя настольный театр или костюмы, можно атрибуты.

Загадка

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед.

Через межу брат брата не видит. (Глаза)

Одного отца, одной матери, А ни тому, ни другому не сын?дочь

Стоит изба безугольна, Живут в ней люди безуёмны. Лицом — к стене,

А спиной к избе. Улей

Сидит Пахом На коне верхом, Сам неграмотный,

А читать помогает. очки

Русские народные, хороводные игры привлекают внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием играют в подвижные игры. Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Пальчиковые игры не только формируют речь, но и развиваются мелкую моторику кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

В воспитательной работе с детьми также используем и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции : скороговорки, чистоговорки (используемые для выработки правильной, фонетической чистой речи). Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к устному народному творчеству играет уголок книги. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведениями искусства – книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания

Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта
Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Опыт работы «Влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1 Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответ-ственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком.

Отчёт по самообразованию «Влияние фольклора на развитие речи детей» воспитателя: Сорокиной Е. А. на 2017–2018 учебный г В 2017-2018учебном году мною была продолжена тема по самообразованию «Влияние фольклора.

Педсовет «Влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» Педсовет «Влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» 2.«Истоки способностей.

Презентация по обобщению педагогического опыта «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста» Педагогический опыт по теме «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста» Здравствуйте! Уважаемые коллеги я хочу поделиться опытом.

Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Слайд 2. В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи и внимании детей. Дети, не получившие в раннем возрасте.

Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Актуальность:В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста. Свою работу по развитию.

Самообразование «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» Тема : «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста». Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений,.

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» В раннем детстве ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта
Опубликовано: 3 мая 2019 в 13:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Мугаллимовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД