наташа кочетова
Влияние артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №12 «Ягодка»
Методическая разработка
«Влияние артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста».
Составил: Кочетова Н. В. ,
воспитатель МБДОУ д/с №12 «Ягодка»
г. Закаменск, 2015
АННОТАЦИЯ
Для методической разработки программы использовала, региональный компонент.
Публикация «Влияние артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Мною выбран раздел «Познавательно-речевое развитие» (образовательная область «Коммуникация»)
Изучив программу и проанализировав рекомендации к ней, я пришла к выводу, что артикуляционная, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах.
Развитие речи ребенка через дыхательную, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением и тема моей разработки «Влияние артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста».
ВВЕДЕНИЕ
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах : развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.
А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов.
Кузеванова О. В., Коблова Т. А. приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников : литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
ОНОВНАЯ ЧАСТЬ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Для решения традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на использование в работе с детьми дошкольного возраста артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в занятиях по логоритмике; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей); в домашних условиях.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫКА
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.
Рекомендации к проведению упражнений.
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
• В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!
Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
«Путешествие язычка по г. Закаменск»
Жил - был веселый язычок.
Проснулся язычок утром рано, потянулся (тянем язычок вверх к носу).
Почистил зубки (облизать кончиком языка верхние и нижние зубы)
Вышел из своего домика (вытянули язык).
И пошел гулять по городу.
Посмотрел на право, посмотрел налево, нет ли машин на дороге (острым кончиком языка дотрагиваться до уголков губ).
Перешел через дорогу и решил посетить ресторан «Сона».
Захотел попить чай, а чай был горячий (подуть, следить за тем, чтобы дети дули на широкий кончик языка по центру).
Вышел язычок на улицу, а на улице идет снег.
Стал язычок сдувать снежинки.
И счастливый побежал к спортивному комплексу «Тамир»
Стал он подтягиваться на турнике (язычок вверх, вниз к губам или зубам)
Устал язычок и пошел домой.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Необходимо запомнить параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Дыхательная гимнастика к «Сагаалган»
«Вкусный обед»
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой)
На носик подули, чай остудили (подуть с чашечки вверх)
Позы поели, вкусные были (облизать губы по кругу)
Чаю попили, никто не обижен (чашечка двигается вперед-назад).
Вкусный был обед (облизали губы)
«Подуй на «Жарки»
Дети 3-4 раза дуют на руки-«жарки», не раздувая щек.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Выполнение упражнений ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений. У детей развиваются воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками с учетом национального регионального компонента, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполняемыми движениями, а также обогатится краеведческими знаниями о традициях своего народа.
Пальчиковая гимнастика «Хургануудаанэрлэе»
Барбаадай, (массируем большой пальчик левой руки большим и указательным пальчиком правой руки)
Батан туулай (массируем указательный пальчик левой руки большим и указательным пальчиком правой руки)
Тоохонтобшо,массируем средний пальчик левой руки большим и указательным пальчиком правой руки)
Толи байса, (массируем безымянный пальчик левой руки большим и указательным пальчиком правой руки)
Бишыханшэгшуудэй! (массируем мизинец левой руки большим и указательным пальчиком правой руки)
Упражнения выполняется также и с правой рукой.
Пальчиковая гимнастика к празднику «Сагаалган»
«Буузы»
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Вкруговую покручу,
Вот и буузу получу.
«Замба»
Под зеленою горой (поднимаем руки вверх)
Самой раннею порою
Сеют во поле ячмень. (делаем хватательные движения)
Пусть растет и колосится (поднимаем и опускаем руки, одновременно двигая пальчиками)
И под солнцем золотится,
Чтобы жали молодицы (вытягиваем руки вперед с выставленными ладошками)
Чтобы с песней дружно жали (обнимаем перед собой снопы пшеницы)
И в снопы ее вязали.
Чтобы парни молотили, (стучим кулачком о кулачок)
Чтобы люди с замбой были.
Чтобы ели да хватали! (поглаживаем животик)
Пальчиковая гимнастика к 70-летию Дню победы.
Встретились танкисты, пожали руки (соединили большие пальцы)
Встретились пехотинцы, пожали руки (соединили указательные пальцы)
Встретились летчики, пожали руки (соединили средние пальцы)
Встретились моряки,пожали руки (соединили безымянные пальцы)
Встретились артиллеристы, пожали руки (соединили мизинчики)
И пошли в бой.
Били-били, колотили и фашистов победили (кулачки постукивают друг по другу)
Ура! (помахать кистями рук).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом данных методических рекомендаций являются хорошие показатели развития речи детей, слухового восприятия, воображения, памяти, внимания. На основе полученных данных можно сделать вывод, что систематическое занятия артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой будет наиболее эффективно влиять на речевое развитие детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ельцова О. М., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А. Н. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
2. Арушанова А. Г., Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада- М. : Мозаика-Синтез, 1999-с. 272
3. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С. И. Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
6. www.logoped.ru/vorolp02.htm
7. www.logoped12.narod.ru/article/training.htm
8. www.rebenok.com ›
9. doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10.htm
10. www.baby2000.ru › Умственное развитие