Людмила Уварова
Семинару для педагогов «Воспитание и развитие дошкольников средствами театрального искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, сегодня в рамках семинара мы поднимем вопрос о воспитании и развитии дошкольников средствами театрального искусства.
Большинство людей представляют себе театральное искусство как простое представление на сцене, тогда как оно рисует более широкую картину. Помимо общей части театрального искусства, которая включает в себя музыку, актерское мастерство и пение, существуют такие виды театрального искусства как кукольный театр, балет, цирк, опера и другие танцевальные представления.
Театр со всей присущей ему зрелищностью – это прежде всего искусство действия. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес.
Теперь давайте рассмотрим некоторые известные виды театрального искусства для детей:
Драма, комедия, мелодрама: популярные виды театрального искусства, которые объединяет повествование, актерскую игру и иногда поэзию для создания захватывающих представлений и повествований.
Балет: уважаемая форма сценического танца, балет сочетает в себе танец, музыку и визуальные эффекты для создания захватывающих представлений.
Опера: Опера сочетает в себе музыкальные пьесы с симфоническим сопровождением, в качестве главных исполнителей обычно выступают певцы.
Мюзиклы: эти представления состоят из устного диалога, песен, актерской игры и танцев, которые передают историю, которая одновременно увлекательна и интересна.
Театр кукол и марионеток: древняя форма искусства, которая подразумевает манипулирование неодушевленными предметами для повествования историй или выражения идей.
На сегодняшний день театрализованная деятельность становится самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании и развитии детей, так как позволяет решать многие педагогические задачи.
Развивающий потенциал театрализованной деятельности огромен. Она активизирует у детей мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В процессе театрализованной деятельности ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение. В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Виды театрализованных игр
Театрализованные игры делятся на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный.
В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др.
К плоскостным видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, магнитный театр, теневой театр.
Объемный театр - кукольный театр (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Виды театров для всех возрастных групп
1 младшая группа
Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.
2 младшая группа
Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д.
Средняя группа
Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы-рукавички) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.
Старшая группа
Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой» - обучение технике управления этими куклами
Подготовительная к школе группа
Продолжение знакомства с куклами с «живой рукой», знакомство с тростевыми куклами, - обучение технике работы с этими куклами.
(Представить педагогам разные виды кукольного театра).
В подготовительной к школе группе № 4 в этом учебном году реализовывается проект «Театральная студия «Буратино». Я на этом семинаре готова поделиться как проводится работа педагогами по данному проекту. Мы с ребятами изучаем виды театрального искусства, многообразие видов кукольного театра, также готовимся к театрализованному представлению - «Сказка на новый лад «Репка».
1 этап
На первом этапе, как и в любом «взрослом» театре, перед тем как поставить спектакль, актеры проводят читки. В нашем случае, так как дети не умеют читать, ребята неоднократно слушают текст произведения, который мы планируем представить зрителям. Можно взять уже готовую сказку или придумать историю с самого начала. Обычно пользуются популярностью сказки с животными, потому, что детям легче понять их характеры и изобразить поведение. Также они легко делятся на «добро» и «зло»: хищник и травоядный, страшный и безобидный.
Конечно же немаловажным является, то, чтобы количество персонажей соответствовало с количеством детей, которые участвуют в представлении. Если детей мало – можно убрать из сценария самых незначительных персонажей, которые появляются мельком и говорят только одну фразу. Если детей много – добавить новых героев: например, вместо одной хитрой лисички станет две сестрички-близняшки, которые устроят еще больше проказ. Так история заиграет интересными красками.
ПРАКТИКА
«Придумай и расскажи сказку»
(Педагоги придумывают сказку, каждый по очереди рассказывает несколько строк)
2 этап
На втором этапе происходит распределение ролей. Чтобы не обидеть детей, можно провести честное соревнование в виде игры. Предложить, например, изобразить лягушку и произнести одну – две фразы. Пусть покажут, как двигаются лягушки и какими голосами говорят. А после дети сами выберут того, у кого получается очень похоже.
Также на этом этапе есть возможность обсудить с детьми костюмы персонажей. С помощью наводящих вопросов можно наводить дошкольников к характерным ассоциациям: положительные герои носят светлую одежду, отрицательные герои – темную, а животные – цвета шерсти. Использовать в костюме детали: например, зайцу нужны длинные уши, а лисе длинный пушистый хвост с белой кисточкой. Используются тканевые костюмы, пластиковые маски, шапочки с изображением животного и т. д.
3 этап
На третьем этапе подготовки театрализованного представления проходит работа над ролью у детей. Необходимо помочь им перевоплощаться в своих героев. Например, если нужно сыграть испуг маленького зайца, можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами на сцене, умения слышать и слушать друг друга, и соответственно менять свое поведение в определенной сцене. Для развития воображения и фантазии детей, воспитатели не предлагают заранее придуманные мизансцены и устанавливают линию поведения каждого персонажа, педагоги создают атмосферу, когда они возникают по инициативе детей и по ходу действия корректируются взрослыми.
В нашей группе воспитатели часто используют практику, когда дети на утренниках могут замещать друг друга, то есть в постановке сказки может участвовать второй состав. Это помогает детям в процессе подготовки спектакля примеривать на себя разные роли.
Для успешной реализации театрализованных игровых ситуаций большая роль отводится отработки актёрского мастерства с детьми, чем мы сейчас с вами тоже займемся в практической части.
ПРАКТИКА
1). «Интонационные упражнения»
(Педагоги по очереди выполняют задания)
Произнесите предложения с восхитительной интонации.
Хорошо зимой в лесу!
Пусть сильнее грянет буря!
До чего красив закат!
Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах.
Сколько тебе лет?
Ты живешь в новом доме?
У вас есть телефон?
Где ты работаешь?
Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.
Снег пошел
• Спрашиваете, удивляясь — !
• Восхищаетесь, радуясь — !
• Огорчаетесь смене погоды.
• Уточняете — ?
• Радостно сообщаете друзьям — 1!
Мы пойдем в зоопарк
• Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы — ?
• Уточняете, кто пойдет в зоопарк — ?
• Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк — ?
Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.
• Надменное негодование:
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»
• Лесть и подобострастие:
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»
• Высокомерие:
«Да что мне Лев! Да мне ль его бояться?»
• Сожаление, укоризна:
«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.
• Вы мне утром звонили? — (Я).
• Вы мне утром звонили? — (Вам).
• Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).
• Вы мне утром звонили? — (Звонил).
2). «Изображалка»
(Индивидуальные выступления педагогов)
- Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.
- С помощью пантомимы изобразить пословицу «Мели, Емеля, твоя неделя»;
- Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост.
- Представить себя манекенщицей. Показать ее походку.
Уважаемые коллеги, вы можете ознакомиться с представленной картотекой игр для детей с Упражнениями на развитие тембра (высоты) голоса, с Играми и игровыми упражнениями для развития интонационной выразительности речи дошкольников
4 этап
На четвертом этапе происходит не менее трудоемкий процесс, как формирование у детей актерского мастерства, но и такой как изготовление декораций, реквизита, костюмов для персонажей, которые не только украсят представление, но и помогут детям окунуться в сказку.
Педагогами группы проводится большая работа с семьей с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды: пополнили театральный уголок новыми играми (кукольными театрами, приобретенными не только в магазине, но и выполненными своими руками; готовят костюмы и реквизит для постановки сказки «Репка на новый лад».
Воспитатели совместно с детьми планируют изготовить афишу и билеты для предстоящего театрального представления.
На практике мы займемся изготовлением афиши к театральному представлению сказки.
ПРАКТИКА
«Приглашаем на премьеру»
(Педагоги делятся на две команды и каждая команда рисуют афишу к своему театральному представлению, после чего оппоненты должны угадать, как называется спектакль).
5 этап
Происходит самый творческий этап, завершающее действие - премьера спектакля! Премьера - это всегда волнение, суета, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
В заключении нашего семинара-практикума, хочу подвести итоги и представить вашему вниманию следующие рекомендации по проведению театрализованной деятельности с детьми.
РЕКОМЕНДАЦИИ (распечатать для воспитателей)
Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности
1. Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
2. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.
Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (доктор психологических наук Ирина Зимина):
1. Содержание и разнообразие тематики.
2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Во время занятий необходимо:
1. На протяжении всего процесса театрализованной деятельности использовать наглядный материал для зрительного восприятия информации у ребенка;
2. Внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
3. Если дети не отвечают, не требовать от них объяснений, переходить к действиям с персонажем;
4. При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
5. Спрашивать у детей, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
6. В заключении различными способами вызывать у детей радость.