Селезнева Анна
Влияние сенсомоторных игр на развитие речи детей раннего возраста. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, период, когда у ребенка происходит становление и развитие всех сторон речи. Всем известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра – это универсальный способ воспитания и обучения малыша. Она приносит в жизнь ребенка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.
Публикация «Влияние сенсомоторных игр на развитие речи детей раннего возраста, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, выражает свои мысли и чувства.
Существует большое разнообразие видов игр для развития речи. Я хочу рассказать о влиянии сенсомоторных игр на развитие речи детей раннего возраста. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движения пальцев отстают, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Сенсомоторные игры имеют большой спектр развивающих возможностей. В группе, где я работаю, создана зона сенсомоторного развития. В ней собран материал, который соответствует гигиеническим и техническим требованиям. Он легкий, прочный, безопасный, привлекает своей яркостью, формирует эстетический вкус. Здесь собраны всевозможные пирамидки, шнуровки, вкладыши, конструкторы, мозаики, матрешки, бусы, разнообразные игры, созданные своими руками.
В группе висит большое красочное панно с различными липучками, застежками, шнурками, пуговками, которое дети не обходят своим вниманием и с радостью проводят с ним время.
Также в группе оборудовано место для игр с песком и водой. Игры с песком вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляют ребенку необычайное удовольствие. Песок можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы, чертить по нему линии. Таким образом игры с песком позволяют совершенствовать координацию движений пальцев рук, тактильную чувствительность.
Помимо обычного песка, дети очень любят заниматься с кинетическим песком. Кинетический песок имеет яркие разнообразные оттенки, приятен на ощупь и не такой сыпучий как обычный песок.
Все перечисленные выше игры и зоны развития, наверняка, есть в каждом детском саду. Сегодня я хочу поделиться нетрадиционными играми, которые использую в своей практике. Наряду с игрушками дети очень любят играть с материалами и предметами, которые на первый взгляд интереса не вызывают. Большой выбор игр можно предложить детям из сыпучих продуктов. Самая простая игра «Перебери крупу». В емкость насыпаю перловую крупу и фасоль, перемешиваю их и предлагаю детям выбрать из этой смеси фасоль и переложить ее в другую емкость.
Игра «Разложи по нужным банкам». В одну емкость насыпаю и перемешиваю макаронные изделия 3-х разных видов. Кладу на стол три банки разных цветов, вырезанные из картона. Предлагаю детям разложить макаронные изделия по этим банкам. Каждый вид макарон в свою банку.
Игра «Сделай бусы». Для этой игры понадобятся макароны прямой формы длинной не более 3 – 4 см и шнурки, завязанные с одного конца на узел. Дети нанизывают макароны на шнурок как бусы. Можно одновременно использовать макароны разных видов, например, короткие и более длинные.
Также использую сыпучие продукты для выкладывания ими различных картинок. Даю ребенку нарисованную картинку и предлагаю выложить ее либо какой-то одной крупой, либо несколькими сразу. Позже ребенок выкладывает картинку самостоятельно, без использования нарисованного рисунка.
Для выкладывания картинок я в своей работе использую не только крупы, но и многие другие предметы. Разрезаю пополам контейнеры от «Киндер» яиц и с их помощью вместе с детьми выкладываем солнышко, цветочки, травку и другое.
Также для выкладывания использую ракушки, камешки (обычные и декоративные, скорлупу от грецких орехов, желуди, шишки, пуговицы и многое другое.
Интересные картинки получаются у детей, если создавать их с использованием крышек разных размеров. Из них хорошо выкладывать различных животных.
Используя крышки от пластиковых бутылок провожу упражнение «Лыжи». Для этого кладу две крышки на столе резьбой вверх. Это «лыжи». В них ребенок ставит указательный и средний пальцы и поочередно их передвигает, делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы!
Развитию не только пальцев, но и всей кисти способствует упражнение с грецким орехом. Предлагаю детям покатать грецкий орех между ладонями и при этом можно проговаривать:
Я катаю мой орех,
Чтобы был круглее всех!
Игра «Сделай рисунок бабочке». Здесь предлагаю детям украсить крылья нарисованной бабочки с помощью разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона. Сначала можно нанести рисунок на бабочку, а детям затем его выложить. После того, как навык уже отработан, предлагаю бабочку уже без рисунка, и дети самостоятельно создают рисунок на свой вкус. Аналогом игры могут быть «Наряди елку», «Укрась платье» и т. п.
Игра «Найди бабочке нужное место». Предлагаю ребенку картинку, на которой нарисованы бабочки разного цвета и размера. Рядом находятся бабочки, вырезанные из картона разного цвета и размера. Ребенок должен найти каждой бабочке свое место на картинке.
Игра «Чудесный мешочек». В яркий мешочек кладу различные мелкие игрушки. Даю описание определенной игрушки, и ребенок на ощупь должен ее найти.
Всем известны игры с прищепками, которые очень хорошо тренируют пальчиковую умелость. Из прищепок можно делать как отдельные картинки, например, лучики солнышку, иголки елочке, лепестки цветку, дождик из тучки, так и соединять эти картинки в одну композицию. Еще вариант игры с прищепками: можно натянуть бельевую веревку между стульчиков и при помощи прищепок развесить на нее одежду кукол.
Хорошо тренирует координацию пальцев упражнение с фломастерами. Снимаю с фломастеров колпачки и кладу их отдельно. Предлагаю детям к каждому фломастеру подобрать свой колпачок. Фломастеры лучше использовать те, которые уже не пишут, чтобы дети не испачкались.
Упражнение с фольгой. Разрезаю фольгу на небольшие кусочки и предлагаю детям сминать эти кусочки в шарики. Получается очень эффективный массаж кисти. Затем из полученных шариков можно тоже выкладывать картинки.
Упражнение с катушками. Предлагаю катушки красного, желтого, зеленого и синего цветов. Детям необходимо из предложенных разноцветных клубков перемотать пряжу на катушку нужного цвета. Также можно сматывать бантики или ленты в рулончик.
Совершенствованию координации движений рук, гибкости и точности в выполнении действий помогает пластилин. Работу с пластилином я активно использую. Помимо традиционной лепки предлагаю детям картинки на картоне, где нужно с помощью пластилина нарисовать иголки ежику, хвост рыбке, лепестки цветку и т. п.
В работу с пластилином можно включать и другие элементы. Например, взять картинку с изображением петушка, раскрасить ему хвост пластилином, а затем выложить этот хвост разными крупами: желтую часть хвоста – гречкой, красную – рисом, зеленую – горохом.
Многие из перечисленных выше игр и упражнений содержат мелкие детали и предметы. Поэтому, используя их в своей практике, работу я организую индивидуально либо небольшими группами.
В заключении хочется отметить, что, стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, и, конечно же, речь.