Елена Цывкунова
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Цывкунова Е. Е.
“Рука является вышедшим наружу Головным мозгом”
И. Кант
В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Поэтому, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В своей работе я использую разные игры с детьми:
Например "Застегни цепочку","Весёлые скрепки"
А так же игры с прищепками.
Основная цель дидактических игр с канцелярскими скрепками и прищепками:
-развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
- формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
- развитие быстроты мышления.
- воспитание усидчивости.
На своих занятиях предлагаю детям задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:
- положи руки так же
- проследи глазами дорожку;
- проведи пальчиками по дорожке с закрытыми глазами;
- выложи из палочек
В конце каждого учебного года я проводила контрольную диагностику моторики кистей и пальцев рук. Результаты явно отражают положительное влияние комплексной работы на развитие мелкой моторики детей.
Результаты речевого обследования детей группы в конце каждого года обучения так же дают основания сделать вывод об огромном влиянии развития мелкой моторики на речь детей с нарушением речи.
Список литературы:
1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013. - 48 c.
2. Бутусова, Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Бутусова. - СПб. : Детство Пресс, 2012. - 304 c.
3. Шишкова, С. Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С. Ю. Шишкова. - М. : АСТ, 2016. - 320 c.
4. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет / Е. А. Янушко. - М. : ЭКСМО, 2015. - 192 c.
5. Кирий. А «Стихи для развития речи». Санкт-Петербург, 2014г.
6. Цвынтарный В. В «Играем с пальчиками и развиваем речь». - М. 1999г.
7. Бардышева. Т. Ю. «Расскажи стихи руками».Москва,2014г.