Белых Ольга Павловна
Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Систематическое обогащение эстетического восприятия детей, развитие наблюдательности, умения видеть и понимать наблюдаемое, переживать его, а также умение видеть величину, цвет, пространственные измерения и соотношения, то есть изобразительные признаки – вот та основа, на которой строится творчество ребёнка.
Публикация «Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Старшая группа
- Темочки
Существует совершенно правильное мнение о том, что способности проявляются и развиваются в той деятельности, которая требует наличия соответствующих способностей. Способности в области изобразительной деятельности развиваются не только непосредственно в процессе рисования или лепки, но и в повседневном восприятии и наблюдении окружающей действительности и искусства.
Некоторые авторы и педагоги придерживаются того мнения, что умение ребёнка читать чужой рисунок – важное условие готовности ребёнка к изобразительной деятельности.
В педагогической литературе придаётся большое значение восприятию произведений искусства детьми дошкольного возраста и ставится вопрос об использовании искусства в целях формирования творчества.
В определении места искусства в процессе формирования детского творчества мы исходим из того, что искусство является отражением объективной действительности. Искусство – это особая форма познания действительности и воздействия на неё.
Понятие «изобразительная деятельность дошкольника» - включат в себя не только продукт – рисунок, но и способность воспринимать действительность, проявлять наблюдательность, творческое осмысление воспринятого, что прежде всего, связано с воображением и зрительной памятью. Показ произведений искусства в первую очередь даёт возможность знакомить детей с новыми для них явлениями общественной жизни, быта, природы. Также изобразительное искусство обогащает представления детей о знакомых явлениях. Художник не только показывает те или иные предметы или явления жизни, он дат им характеристику, изображая их ярких художественных образах. Благодаря этому художественное изображение предметов и явлений волнует детей вызывает у них чувства симпатии, радости, огорчения.
При восприятии искусства развиваются наблюдательность, воображение, то есть т качества, которые связаны с формированием творчества. В процессе восприятия картины развивается память, а это помогает устанавливать ассоциации между восприятием действительности и искусством, между ранее воспринятым и настоящим. Ведь произведение искусства вызывают у нас эстетические чувства не просто своей формой, сочетанием звуков, слов и т. п., но и тем, что в этих произведениях через своеобразное, художественное сочетание звуков, слов, красок отображается реальная действительность.
Для развития творческих способностей необходимо научить детей основными способами творческого решения. В этом неоценимую помощь окажет показ произведений искусства.
В творческом процессе ребёнка 6- 7 лет можно выделить 2 этапа – формирование замысла и создание самого рисунка.
Формирование замысла в рисовании – очень важный момент. В большей мере получаемый продукт будет зависеть от того, как сформирован замысел. Существенное значение приобретает здесь развитие восприятия, наблюдательности, запоминания увиденного. Главное на этом этапе заключается в том чтобы посредством образцов содействовать накоплению зрительных представлений, впечатлений ребёнка, развитию его воображения.
Отражение в рисунках детей современной жизни связано с отношением ребёнка к изображаемому. Это даёт возможность детям отразить в рисунках то, что наиболее сильно поразило их воображение, чувства сознание. Отношение к изображаемому влияет и на поиски выразительных средств.
В рисовании на темы сказок требуется передача характера образа, конфликтных моментов, действий, поиска специфических изобразительных средств для выражения сюжета сказки.
При изучении влияния искусства на детское изобразительное творчество большое значение приобретает вопрос об эстетическом восприятии искусства. Только при условии эстетического восприятия искусства можно говорить о влиянии искусства на развитие творчества. Именно в старшем дошкольном возрасте эстетическое восприятие детей к художественному произведению достигает довольно сложных форм эстетического восприятия. Отмечается проявление эстетического характера и в оценке произведений искусства. Способность же к эстетическому восприятию развивается при условии целенаправленного руководства взрослых.
В детских рисунках мы можем увидеть различные отражённые собственные наблюдения детей окружающей действительности. В рисунках находит отражение то что особенно запомнилось, взволновало ребёнка. Получив поддержку наглядного характера, дети самостоятельно находят сюжет и композицию рисунка.
Каждое творческое задание требует длительной подготовки. Обучение на занятиях подготовительного периода играет большую роль. На этом этапе важно обучить ребёнка изображению отдельных фигур, предметов, которые входят в передачу сюжета, применяя разнообразные наработанные приёмы.
В процессе выполнения творческого задания педагогу приходится постоянно устанавливать связь новой задачи с ранее усвоенным, включать новое указаниями, напоминаниями наводящими вопросами.
Таким образом, при использовании искусства в формировании творчества, с одной стороны, мы учим ребёнка овладевать основными способами творческого решения, с другой – предоставляем детям возможность для проявления активности и самостоятельности.