Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
После довольно близкого общения с детьми с РДА, я поняла, что к таким детям нужно использовать особый подход. И никакие стандартные программы не подойдут для продуктивной работы. Об этом, я подробно описывала,
Публикация «Консультация для педагогов дошкольного образования „Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Взрослые дети из этой категории хорошо рисуют, занимаются искусством. На занятиях можно использовать различные техники рисования. Это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, губки, вата. Методик рисования огромное количество, быть может, ребенок вам сам подскажет, чем ему приятнее рисовать. Такие занятия развивают ребенку воображение и попутно мелкую моторику. Известно, что ребенок с РДА мыслит образами, а в создании рисунка он и использует это. Где-то ему даже проще нарисовать о своих потребностях и желаниях, нежели сказать, особенно если ребенок не говорит. Это одна из методик вовлечения ребенка в общение со взрослыми. Необходимо лишь подтолкнуть его к этому через различные игры связанные с рисованием. Надо не просто дать ребенку задание и смотреть, а тоже участвовать. Начните рисовать с ним одну картинку. Быть может ребенок не захочет этого делать, а вы можете начать и без него. Он обязательно подключится, ведь ему интересно, что это вы там делаете. А дальше уже можно будет усложнять работу.
Так что, значит «Совместное рисование»? . Это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка. Использование данного метода, возможно, после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности :
Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Тем более если рисуются предметы и сюжеты, особенно интересные ребенку. Используя этот интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования.
Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства ребенка с окружающим миром.
Здесь упомянем особенности усвоения информации ребенком: оно происходит спонтанно и выборочно. При этом информация, привлекшая непроизвольное внимание ребенка, далеко не всегда полезна в жизни, близка опыту ребенка.
Обогащение представлений. Однако следует помнить об осторожности и соблюдать обычные в работе принципы - постепенность, дозирование подачи нового и обязательный учет интересов ребенка, его желаний.
Обобщение представлений об окружающем. Это необыкновенно важно, так как позволяет научить ребенка пользоваться уже имеющимися знаниями в различных ситуациях. Для этого прорисованные много раз предметы и ситуации перетекают из сюжета в сюжет. Кроме этого, сюжет каждой картинки при следующем воплощении постепенно усложняется, в него вводятся новые элементы (не забывайте о стереотипности мышления аутичного ребенка и в случае его сопротивления изменениям отложите их до следующего раза).
Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и использует их.
Этапы развития совместного рисования
Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком требует поэтапного развития. Нецелесообразно начинать с развернутого сюжета. Сначала дайте ребенку время и возможность насладиться и насытиться простым предметным рисунком. Ведь чаще интерес аутичного ребенка направлен именно на мир предметов.
1 Налаживание эмоционального контакта, привлечение к новому виду деятельности
Поначалу ребенок искоса наблюдает за происходящим на листе бумаги, прислушивается к вашему комментарию, но остается при этом пассивным. Однако со временем его внимание к такому способу рисования будет расти. А однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочется. И тогда можно переходить ко второму этапу.
2 Рисование по заказу ребенка
Рисуете то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию. Наберитесь терпения, потому что на этом этапе вам придется "бессчетное" число раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисовать, одно и тоже.
Однако не останавливайтесь на достигнутом, осторожно начинайте переход к следующему этапу.
3. Постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения.
По-прежнему выполняя заказ ребенка, начинайте использовать различные изобразительные средства, варьируйте рисунок. Однако помните, что ребенку надо дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений.
Предлагаю вашему вниманию на примере фотоматериала, реализацию двух этапов совместного рисования.
Такое рисование позволяет ребенку передавать в рисунке свой внутренний мир, а так же донести свои переживания до взрослых. Занятия изобразительной деятельностью для детей с аутизмом – это не только возможность выразить себя, но и способ социальной адаптации.
Приведённый выше описанный метод, не является жёстко обязательным и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.
Повторюсь, дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.
Структура каждого совместного подхода к ребенка с РДА, отражает различные коррекционно-развивающие цели: совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям; развитие активного отношения к жизни; отработка механизмов межличностной коммуникации; развитие воли и навыков самостоятельности; коррекция самооценки; отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки; снятие психо-мышечного напряжения; обучение навыкам саморегуляции; развитие эмоциональной сензитивности.
Итак, в работе с детьми с РДА, лучше всего подходить индивидуально. Не стоит гнаться за другими, наиболее успешными программами. Стоит лишь чуточку уделить внимание самому ребенку, разобраться, что ему ближе, интереснее и начать с этого работать. Главное во всем подходить творчески, не бояться перемен и необычных подходов в работе. Кому то может показаться странным ваше занятие, зато ребенок получит желанный результат.
Спасибо за внимание!